Все об Индии!
India.ru
India.ru
 
Традиционные формы повествования в Индии


АЛЬМАНАХ ИНДИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Автор:

Гитеш Сарма




Рассказ в Индии, в какой бы форме он ни существовал, является и способом жизни, и формой художественного выражения. Литература в ее общепринятом понимании включает в себя выражение чувств и описание человеческого поведения посредством умелого использования слов, часто достигая при этом магического воздействия на читателя или слушателя.

Однако в Индии танец, музыка, театр, праздники и традиционные формы литературного творчества переплетены и часто неразрывны. Танец, музыка и художественное искусство столетиями являлись формами повествования в Индии.

Традиционный индийский театр тесно связан с танцем, поэзией, скульптурой, архитектурой, литературой и музыкой. Согласно легенде Брахма, бог-создатель, сотворил Натью — драматическое произведение, включающее различные элементы из священных трактатов — четырех Ведических писаний. Он взял литературу из Ригведы, песню — из Самаведы, выражение — из Яджурведы и эстетическое восприятие — из Атхарваведы. Получившийся трактат, Натья Шастра, записанный мудрецом Бхаратом, дает описание различных положений, движений рук с указанием их значения, чувств, танцевальных нарядов, сцены, узоров и публики. Предполагается, что Натья Шастра была создана между II столетием до н. э. и II столетием н. э.

В Индии существует много форм традиционного театра — от местных постановок до народных представлений. Тамаша в Махараштре, Джатра в Бенгалии, Якшагана в Карнатаке, Бхаваи в Гуджарате повествуют легенды и предания о королях и королевах.

В Северной Индии Рамлила, пьеса о жизни бога Рамы, считается знаменательным событием года. Эта тема знакома и популярна. В каждом регионе эта пьеса ставится на площадке или на углу улицы. Друзья и родственники, не имеющие предыдущего опыта выступления на сцене, становятся за одну ночь местными звездами. Таким образом, история бога Рамы никогда не забывается.

Кукольные постановки являются одной из самых старых форм в жанре повествования. Некоторые считают, что данный вид искусства зародился в Индии. Тамильский поэт Тируваллювар упоминает о куклах, управляемых за нити, в своей известной работе Курал, написанной во II столетии до н. э. Кукольные театры можно встретить в Раджастхане, Андхре, Карнатаке, Тамилнаде и практически во всех регионах Индии.
Героические персонажи в индийских рассказах показываются с красивыми лицами, в то время как лица злых искажены. Кукольные представления являются частью свадеб, религиозных праздников и других общественных мероприятий. Кукловоды происходят из семей, в которых кукольное искусство передается из поколения в поколение.

Бог Шива также считается создателем танца. Образ танцующего Шивы или Натараджа, бога танца,— один из самых долговечных символов индийской культуры. Его танец в то время, как он гневается, называется Рудра Тандава, а во время радости — Ананда Тандава. Посредством замысловатых танцевальных движений классический индийский танцор может передавать различные чувства, а также пересказывать легенды и мифологические истории. Разные формы классического индийского танца — Бхаратнатьям, Кучипуди, Катхак, Одисси, Манипури и Катхакали — имеют одинаковую основу и в то же время приспособлены к местным условиям.

В танце «Катхак» в Северной Индии и «Манипури» в Северо-Восточной Индии используется тема взаимоотношений Кришны и Рады. «Катха» в названии «Катках» означает «рассказ». Танцоры «Катхакали» в южном штате Керала известны своими зрелищными костюмами и гримом.

Существует также легенда, объясняющая возникновение художественного искусства. Читралакшана — самый ранний индийский трактат о рисовании. Когда сын священника при королевском дворе умер, бог Брахма попросил короля нарисовать образ мальчика для того, чтобы жизнь воплотилась в образе. Так была нарисована первая картина. Традиционные народные рисунки, изображающие картины на различные религиозные темы, встречаются в разных уголках Индии. Женщины Мадхубани в штате Бихар используют для изготовления цветных рисунков Шивы, Кришны, Лакшми и других богов и богинь на стенах своих домов пасту на рисовой основе. Такие рисунки делаются группой женщин, и эта традиция передается из поколения в поколение. В пустынном штате Раджастхан в рисунках находят отображение эпосы и предания о героизме воинов Раджпута.

В средневековье членами Движения Бхакти, которое вобрало в себя исламский мистицизм суфиев, были поэты-святые, воспевающие внутреннее любящее божество. Ими ставилась цель приблизить Бога к индивидууму, устраняя многочисленные сложные церемонии и ритуалы формальной религии. Рассказы и предания о богах и богинях повествовались простым языком. При этом исповедовалась религиозная терпимость.

Мира Бай, жившая в Раджастхане (Западная Индия) в 1500—1550 гг., воспевала поэтическим языком бога Кришну. Кабир (1440—1518) совместил либеральные элементы ислама, суфизма и философию бхакти. В его поэмах часто воспевался бог Рама, инкарнация бога Вишну.

В Южной Индии традиция «хариката», также называемая «ката калакшепа», стала неотъемлемой частью культурного окружения. «Хариката» заключается в музыкальном повествовании эпосов и святых сказаний, пуран. Певец «хариката» часто совмещал обучение священным писаниям, различным индийским языкам (санскрит, телугу, маратхи, тамильский и каннада) с чувством юмора и умением петь в классическом музыкальном стиле Южной Индии «карнатик». Певцы «хариката» переходили с места на место и обычно выступали поздней ночью на фоне простых декораций.

В то время как профессиональный рассказчик всегда играл значительную роль в индийском обществе, повествование было также неотъемлемой частью жизни простой индийской семьи. Многие индусы, особенно в маленьких городах и деревнях, продолжают жить в больших общинах, в результате чего братья, дедушки и бабушки, племянники и их дети живут под одной крышей. Это не семьи в общепринятом смысле, но в коллективном сознании они составляют одну большую семью.

Самые дорогие воспоминания о детстве большинства индусов — чудесные сказки, рассказанные несчетное количество раз несчетным количеством способов дедушками и бабушками. После ужина дети ложились подле бабушки на крышах домов под открытым небом, и начиналось время рассказов. Высоко вверху мерцали звезды, светилась добрая Луна, и прохладный вечерний ветер после жаркого летнего дня ласкал лица жаждущих слушателей.

Очаровывающие истории повествовали о королях и королевах, чудовищах и зле, далеких землях и цивилизациях, богах и богинях, исторических преданиях, Рамаяне и Махабхарате. Миллионы рассказов. Дети лежали и смотрели в ночное небо. Их воображение неустанно превращало бабушкины рассказы в яркие и живые картинки. Малыши уставали, веки тяжелели, и дети тихо соскальзывали в глубокий сон. Но воображение все еще воспроизводило яркие и живые образы.

История индийского общества насчитывает более 5000 лет, и его религия, культура, музыка и искусство передавались из поколения в поколение в основном таким образом. Так происходит и сейчас.

Фестивали в Индии, как и в других обществах, также являются важными моментами в жизни людей. Индия — большая и разнообразная страна. Естественно, в каждом регионе страны существуют свои собственные фестивали. И все они основываются на легендах и преданиях и привязаны к обрядам земледелия, смены пор года.

Дипавали, или Дивали, является фестивалем, который празднуется практически во всех регионах Индии. Это праздник красок, символизирующий победу праведности и низвержение духовной тьмы. По традиции, в этот день люди убирают и украшают свои дома, надевают новую одежду, раздают конфеты и освещают жилища лампами.

Существуют разные истории относительно праздника. Согласно одной популярной версии, Дивали является продолжением темы Рамаяны и выражает радость людей по поводу возвращения бога Рамы в свое королевство Айодхья после 14 лет ссылки.

В Южной Индии, в штате Керала, праздник урожая отмечается в августе—сентябре. Согласно легенде Онам празднуется, чтобы поприветствовать возвращающийся каждый год дух короля Бали и убедить его, что его люди счастливы. Захватывающие гонки на лодках становятся кульминацией празднований.

Существуют и другие формы передачи знаний. Старинные храмы и монастыри Индии могут считаться книгами, сделанными из камня и мрамора при помощи долота и молотка. Они были сотворены, чтобы выстоять перед силой времени и опустошительных армий. Пещерные рисунки Аджанты относятся к 650 году н. э. и иллюстрируют жизнь и предания о Будде. Величественные скульптуры и резные работы, рисунки и фрески, каллиграфические надписи на древних индийских каменных изваяниях продолжают рассказывать последующим поколениям о мифологии и древних легендах.

Вот одна очень обыкновенная история. Давным-давно жил-был король. Он сильно любил свою жену. И хотел, чтобы весь мир узнал о его вечной, нескончаемой любви к своей королеве. Он создал самое величественное творение, которое даже сегодня считается одним из самых великих выражений любви.

А вот и другая история. Тадж-Махал в городе Агра, построенный монгольским императором Шах-Джаханом, является памятником в честь его жены Мумтаз-Махал. Строительство памятника началось в 1634 году и длилось почти 22 года. Величественное надгробие сделано из белого мрамора и украшено самыми совершенными скульптурами и инкрустированными узорами цветов и надписей, вырезанных из драгоценных жемчужин. Под сводом покоятся останки Шах-Джахана и его возлюбленной королевы Мумтаз-Махал. Находиться перед этим монументом любви — прекрасное ощущение, которое невозможно полностью описать. Тадж-Махал — самая красивая и трогательная история о любви, выраженная в камне и мраморе.

Таким образом, сущностью хорошего рассказа либо литературного творения является не средство и не физическое качество, переданное посредством ручки и бумаги, а их первородность. Роман, прочитанный в купе вагона во время путешествия и потом отложенный в сторону, является повествованием, но скорее всего не имеет ничего общего с литературой. Литературное произведение несет внутренний элемент новизны и всегда остается новым и интересным для интерпретации. Индийская литература, передается ли она через традиционное художественное произведение, через музыку, танец, театр или архитектуру, обладает таким качеством и таким богатством.



Все тексты библиотеки Индия.ру были взяты из интернета - из ftp/www архивов открытого доступа или присланы читателями. Если авторы и/или владельцы авторских прав на некоторые из них будут возражать против нахождения произведений в открытом доступе, поставьте нас об этом в известность, и мы НЕМЕДЛЕННО изымем указанные тексты из библиотеки.
 

TopList Rambler's Top100 Rambler's Top100

Copyright © 2000 india.ru Контакты