Все об Индии!
India.ru
India.ru
 
 


Глоссарий по Индии и индуизму

А.М.КАДАКИН
Посольство России в Индии


  • Агастья - мифический мудрец, родившийся в результате спонтанной эякуляции Митры или Сурьи (солнце) и Варуны (океан) при виде нимфы Урваши. По традиции считается, что, помимо других дел, он привнёс арийские государственные институты и идеи в жизнь дравидского Юга, остановив рост гор Виндхья, являющихся естественным барьером между Северной Индией и Деканом, и победив, как говорится в "Рамаяне", всех демонов Юга.
  • "Адваита-Веданта" - недуалистическая Веданта. Представляет собой философскую систему, созданную легендарным святым Вьясой и начинается с Упанишад. "Адваита- Веданта" проповедует недуализм - воплощение Относительного и Абсолютного в Атмане (ограниченное понимание) и Брахмане (бесконечное понимание). Развитие адваиты-веданты связывается с именем Шанкары.
  • Аджанта - буддистские пещерные храмы, расположенные в нескольких километрах к северо-востоку от Аурангабада, создававшиеся в течение девяти веков (200 г. до н. э. - 700 г.). 29 пещер уходят в утёс в форме подковы над рекой Вадхора. В некоторых пещерах сохранилась фресковая живопись, свидетельствующая о высоком мастерстве художников классического периода (400-500 гг.).
  • Ади Гуру - "первый гуру", обычно применительно к богу Шиве как наставнику Парвати. В данном случае имеется в виду Шанкарачарья, философ, крупнейший вероучитель шиваизма VIII в., основатель ордена, носящего его имя.
  • Акбар, Джелал-ад-Дин (1542-1605) - третий могольский император и фактически создатель империи Великих Моголов. В период своего правления (1555-1605) он покорил Дели и Агру и расширил владения с Севера Индии, от Гималаев до Арбады, от Аравийского моря до Бенгальского залива. Будучи покровителем искусств, он приветствовал при дворе и индусских, и мусульманских художников и артистов. Приверженец веротерпимости, в 1582 г. он создал новую, "синтетическую" религию, которая, однако, его не пережила.
  • Амир Хосров Дехлеви (1253-1325) - индийский поэт, учёный, музыкант, творивший на персидском, урду, хинди языках и создавший пять лирических диванов: "Дар юности" (1272), "Полнота совершенства" (1293) и др., пять поэм "Хамсе", литературоведческие и исторические труды. Похоронен в Дели.
  • Анандамаи Ма, Шри (1896-....) - выдающийся мистик, ревностный сторонник бхакти, посвятила свою жизнь служению Великой Богине; миллионы последователей считают её реинкарнацией Деви. Основала два ашрама в Бенаресе и Ришикеше.
  • Арджуна - один из пяти братьев Пандавов, герой "Махабхараты". Диалог Арджуны и Кришны перед великой битвой, являющийся кульминацией этой эпической поэмы, составляет 18 глав "Бхагавадгиты". У Арджуны и его братьев была общая жена - гордая Драупади, которая досталась им в награду за победу в рыцарских состязаниях, устроенных её отцом, царём Панчалы.
  • Ардханаришвара - бог, "полумужчина-полуженщина", гермафродитический аспект Шива-Шакти, символизирующего дуализм проявлений всего сущего.
  • Ариабхата (ок. 475-?) - автор санскритского трактата "Ариабхатиа". В возрасте 23 лет открыл принципы вращения Земли вокруг Солнца и причину затмений. В Паталипутре (ныне Патна, Бихар) преподавал тригонометрию и алгебру. Является автором ещё пяти трудов по математике, измерению времени, небесной сфере и др. Изобрёл понятие "нуля".
  • "Ариабхатиа" - труд астронома и математика Ариабхаты, состоящий из четырёх разделов: астрономические числа, математика, измерение времени и движения планет, Земля и её соотношение с Солнцем и Луной.
  • Арья самадж - (Общество ариев), основанное в Бомбее в 1875 г. Сарасвати Даянандой, целью которого являлось возвращение к чистым ведическим традициям.
  • Аурангзеб (1618-1707) - шестой император династии Великих Моголов. Силой захватил трон, отправив своего отца Шах Джахана в пожизненную ссылку и убив трёх своих братьев. Его правление отмечено религиозной нетерпимостью, преследованием индусов, разрушением их храмов. Он казнил религиозного главу сикхов Гуру Тегх Бахадура, который отказался от обращения в ислам. Завершил завоевание Декана и Южной Индии.
  • Ауробиндо Гхош (1872-1950) - религиозный философ и поэт, деятель национально-освободительного движения Индии. В концепции "интегральной" Веданты и йоги стремился к синтезу традиций индийской и европейской мысли; взаимоотношение между миром и Абсолютом (Брахманом) истолковывал на основе понятия эволюции. Жил в созданном им ашраме (ныне Ауровилль) около Пондишери.
  • Ашрам - место уединённого проживания и обучения. Также означает четыре умозрительные ступени в жизни "дважды рождённого" человека, принадлежащего трём высшим кастам брахманов, кшатриев и вайшьев после церемонии посвящения - надевания священного шнура (упанаяна).
  • Баз Бахадур (Шах Бахадур) (вторая половина ХVI в.) - представитель тюркской династии Хилджи, покоритель княжества Мальва (северо-запад нынешнего штата Мадхья- Прадеш). Построил замечательные сооружения в главном городе княжества Манду, сохранившиеся по сей день. Мужественно сражался против могольского императора Акбара, но после onp`femh присягнул ему на веру. Поэт и музыкант, он так страстно любил свою жену-индуску Рупмати, что эта история стала темой ряда индийских баллад.
  • Бана (вторая половина VII в.) - автор санскритских романов. Жил при дворе царя Харши Вардханы и создал его романтическую биографию "Харшачарита", воссоздающую великолепие царского двора. Является автором фантастического произведения "Кадамбари", положившему начало одноименному жанру.
  • Басава (1106-1167) - брахман-основатель секты лингаятов, отрицавших касты и поклонение идолам. Был первым министром княжества Кальян (ныне на территории штата Карнатака в 58 км от Бидара).
  • Безант, Анни Вудс (1847-1933) - англичанка, участница национально-освободительного движения Индии. Возглавляла Лигу гомруля, боровшуюся в годы I мировой войны за достижение Индией самоуправления в рамках Британской империи. В 1907 г. президент Теософского общества. Некоторое время была председателем партии Индийский национальный конгресс.
  • Бос, Субхас Чандра (1897-1945) - видный деятель левого крыла индийского национально-освободительного движения, в 1938-1939 гг. председатель партии Индийский национальный конгресс. Во время Второй мировой войны создал в оккупированной Японией Бирме "Индийскую национальную армию", воевавшую на стороне Японии против Великобритании (как колониального угнетателя Индии), до этого проживал в гитлеровской Германии. Погиб в авиакатастрофе 18 августа 1945 г. по пути в Японию.
  • Брихадишвара - (великое божество), одно из имён бога Шивы.
  • Брахма - один из трех главных божеств индусского пантеона (Брахма-Вишну-Шива), создатель Вселенной. Изображается четырёхголовым, держащим в руках Веды, кувшин со священной водой, чётки и ритуальные ложки, сидящим на лотосе, выходящем из пупка Вишну-охранителя.
  • Брахман - одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный Абсолют, лежащий в основе всего существующего. Имеет различные толкования: от полноты всевозможных определений до лишённости какой-либо определяемости, от тождества с отдельным божеством до отрицания возможности тождества с чем-либо конкретным. В ведических гимнах Брахман является энергией, которая связывает молящегося жреца с силами космоса; член высшей жреческой варны в Индии.
  • Брахмана - четыре Веды, трактующие созданные ранее прозаические тексты, описывающие правила совершения обрядов и их объяснения. Их создание восходит к VII - VIII вв. К ap`ul`m`l примыкают метафизические и мистические трактаты, называемые "Арньяка" ("лесные книги").
  • Брахмо самадж - (Общество Брахмы), религиозно- реформаторское просветительское общество, созданное в Бенгалии в 1828 г. Р.М.Раем, в котором на совместные молитвы собирались индусы, христиане и мусульмане. Эта форма экуменизма получила название брахмоизма.
  • Брихадараньяка-упанишада - (Великая лесная упанишада), получившая такое наименование, поскольку была поведана в лесу. Темой этой упанишады является абсолютное слияние Атмана (индивидуальное духовное начало) с Брахманом (универсальное космическое начало, полная истина). Эти вопросы обсуждаются в ходе длительных бесед просвещённых правителей, среди которых был великий Джатака, идеальная женщина Майтрейя, девушка Гарги и святой Яджнавалкья.
  • Будда, Сиддхартха Гаутама (623-544 до н.э., в датировках имеются разночтения) - (букв. "просветлённый", "познавший истину"), основатель одной из трёх мировых религий - буддизма. Происходил, по преданию, из царского кшатрийского рода Шакья, поэтому одно из его имён - Шакьямуни ("отшельник из племени Шакья"). Родился в местечке Лумбини (Непал).
  • Бхавабхути (середина VIII в.) - санскритский драматург, живший при дворе правителя княжества Канаудж. Автор трёх пьес, две из которых - "Махавирачарита" и "Уттарарамачарита" - связаны с легендой о боге Раме.
  • Бхаве, Ачарья Виноба (1895-1982) - известный деятель индийского национально-освободительного движения, последователь М.К.Ганди, аскет. Выступал с идеалистическими призывами к справедливому перераспределению земельной собственности (движение "бхудан").
  • "Бхагавадгита" - ("Божественная песнь"), памятник религиозно-философской мысли Древней Индии. Состоит из 18 глав, включена в VI книгу "Махабхараты". Считается философской основой индуизма. Возникла в середине I тыс. до н. э. Одним из главных путей к освобождению - "мокше" - в "Бхагавадгите" считается карма-йога, йога действия, подразумевающая бескорыстное исполнение своих обязанностей.
  • Бхарат (Бхарата) - мифический основатель Индии, один из четырёх правителей, упомянутых в Ригведе; - все земли южнее Гималаев назывались Бхаратаварша, "место обитания потомков Бхараты" (Вишну Пурана); - имя полулегендарного автора, который первым предложил систематическое изложение теории поэзии, танца, драматического искусства и эстетики в трактате "Натьяшастра" (VI в.), созданного на основе более древних трудов.
  • Бхартрихари (VII в.) - известный санскритский поэт, филолог и философ, автор "Бхаттикавьяма" - трактата по грамматике, сопровождаемого комментариями о природе языка bnnaye.
  • Бхаскарачарья (1114 - после 1178) - индийский математик и астроном. В 1150 г. создал поэтический трактат "Венец учения" ("Сиддханта-широмани") в четырёх книгах, в том числе "Лилавати" (математика), "Биджаганита" (алгебра), "Грахаганитадхъяя" (астрономические расчёты) и "Голадхъяя" (теоретическая астрономия).
  • Бхикшу - отшельник, человек, отрекшийся от всего мирского и существующий за счёт подаяний.
  • Вальмики - полулегендарный автор эпической поэмы "Рамаяна", получивший имя "адикави" - первопоэт. В последующих редакциях "Рамаяны" Вальмики сам становится её персонажем.
  • Веданта - (буквально "конец Вед"), наиболее распространённое индийское ортодоксальное религиозно- философское течение. "Веданта-сутра" приписывается мудрецу Бадараяне (IV-III в. до н. э.). Основывается на трактовке "шрути" (священные тексты индуизма) об Атмане и Брахмане, изначальное тождество которых считается целью бытия.
  • Веды - (на санскрите буквально "знание", "ведание"), памятники древнеиндийской литературы (конец 2 - начало 3 тыс. до н. э.). Ведическую литературу составляют сборники гимнов, песнопений, жертвенных формул и заклинаний (Ригведа, Сомаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты, брахманы и упанишады. Ценный источник сведений по социально-экономической и культурной жизни древнейшей Индии.
  • Вина - индийский струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент, имеющий множество видов.
  • Вишварупа - ("принимающий все формы"), один из эпитетов Вишну как повелителя всего сущего. Это воплощение широко представлено в индийской живописи и скульптуре и описывается в заключительной части "Бхагавадгиты".
  • Вишну - великий бог-охранитель в индуизме, один из трёх главных божеств, представляющийся главным образом в благожелательной к людям форме. До сих пор почитается в образах (аватарах) Кришны и Рамы.
  • Вихара - буддистский храм-монастырь с центральным молельным залом для прихожан и кельями по обе стороны для членов религиозного ордена.
  • Вратья стома - молитва или гимн вратье. Эта церемония описана в "Атхарваведе" в качестве ритуала интегрирования вратьи в брахманическую систему каст, особенно путём брака. Вратья были коренными жителями Гангской равнины, и их важное положение вынудило брахманов включить их в свою социальную систему. По некоторым представлениям, аристократический род Личчхави, поселившийся на территории нынешнего Бихара в VII в. до н. э., как раз ophm`dkef`k этой общине, выходцами из которой были Гаутама Будда и правители династии Гуптов.
  • Гайятри-мантра - заклинание (мантра), состоящее из 24 слогов, разделённых на три стиха, в каждом из которых по 8 слогов. Самая священная из всех ведических мантр, почитаемая как квинтэссенция всех гимнов.
  • Ганеша - в брахманизме и индуизме слоноголовый бог мудрости и богатства, сын бога Шивы и богини Парвати, восседающий на крысе (символ решимости). Один из самых почитаемых "бытовых" божеств в Индии и Непале.
  • Гарги - дочь Вачакнави, в "Брихадараньяка- упанишаде" она докучает святому Яджнавалкье вопросами о конечной реальности мироздания.
  • Гаури - ("золотистая"), одно из имён Парвати, супруги Шивы. У Парвати кожа была тёмного оттенка, но практикой аскетизма она достигла того, что кожа посветлела и стала золотистой - отсюда и имя.
  • Гита Говинда - (Песнь пастуха), "Песнь песней" санскритской поэзии. Объёмная лирическая поэма, посвящённая богу Кришне и его любовным утехам с прекрасной Радхой и пастушками на берегах реки Ямуна в Бриндабане. Автор поэмы Джаядева считается последним великим санскритским поэтом (XII в.).
  • Гондофермес (Гондофарес) - индо-парфянский правитель северо-западных районов Индии (Гандхара, Таксила, Кабул) в период 20-48 гг. н. э. Нумизматические находки подтверждают гипотезу, что именно это царство описал Св. Фома в своих записках о путешествии в Индию.
  • Гупта - древнеиндийская династия (320-510), основавшая могущественное государство со столицей в Паталипутре. В период наибольшего расцвета (правление Чандрагупты II) включала почти всю территорию Северной Индии и ряд других территорий. Будучи последователями индуизма, Гупты терпимо относились к другим религиям. Период их правления считается классическим в истории Древней Индии.
  • Нанак, Гуру (1469-1538) - ученик Кабира и основатель (первый гуру) сикхизма, поэт. Его стихи вошли в священную книгу сикхов "Ади Грантх". После Нанака было ещё девять гуру, последний из которых, Тегх Бахадур, был обезглавлен могольским императором Аурангзебом в 1707 г.
  • Дакшинашвара - ("божество, которое обучает"), одно из воплощений Шивы как аскета, передающего высшую правду ученикам. Эта инкарнация Шивы под именем Дакшинамурти встречается главным образом в Южной Индии; на Севере она принимает форму Лакулиша - Учителя мудрости.
  • Даянанда Сарасвати (Свами) (1824 - 1883) - индийский религиозный реформатор и просветитель, основавший в 1875 г. Общество Арья самадж. Видный писатель на санскрите, категорически выступал против использования в Индии английского языка.
  • Деви - Великая Богиня - Матерь, Майя (космическая иллюзия), имеет множество ипостасей: Дурга, Кали, Амбика, Парвати и др. - вся энергетика космоса, созидательная сила. Майя - в "Адваита-Веданте" - иллюзорность всего воспринимаемого мира, скрывающего под видимым многообразием свою истинную сущность.
  • Джатака - жанр древнеиндийской буддистской литературы (ок. 3 тыс. до н. э.), серия сказаний на языке пали в жанре прозы, перемежающейся стихами, с сюжетной линией рассказов, притч, волшебных сказок о жизни животных; содержит истории о перерождениях Будды.
  • Джаядева (вторая половина XII в.) - один из последних выдающихся поэтов на санскрите. Был придворным поэтом индусского правителя Бенгалии, поклонялся богу Кришне и воспел мистическую любовь Кришны и Радхи в бессмертной поэме "Гита Говинд".
  • Драупади - дочь правителя Панчалы, которую отвоевал на рыцарском турнире Арджуна, один из пяти братьев Пандавов, супруга всех пяти братьев, героиня "Махабхараты".
  • Дурга - Великая Богиня-воин, побеждающая зло, воспаряющая из столпа огня, часто изображаемая в схватке с демоном-буйволом Махишасурой.
  • Дхарма - одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственно- социальное установление для праведной жизни (долг). Индивидуальная дхарма - ритм развития, определяемый внутренним законом, укоренившимся в душе.
  • Икбал Мухаммад (1873 или 1877 - 1938) - индийский поэт и философ, писавший на урду и персидском языках. В гуманистических, патриотических стихах (сборники "Крыло Гавриила" (1935), "Дары Геджаза" (1938) и др.) воспевал созидательную деятельность, призывал к переустройству социальной жизни.
  • Инда долины цивилизация - (3-2 тыс. до н. э.) - обнаруженные руины высокоразвитой хараппской цивилизации в Мохенджо-Даро, Хараппе, Катхияваре на территории нынешнего Пакистана. Поддерживались контакты с Шумером, Вавилонией и Ассирией. Найдены свидетельства доарийской культуры с типично дравидскими культами Шивы и Великой Богини, почитания мужского и женского начал (йони-линга), змей (нагов).
  • Йога (йог) - дисциплина, основанная на "Йога- сутре" Патанджали (II в. до н. э. - II в. н. э.) и других школах йогической науки. Учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния мокши или нирваны. Признаёт существование в человеке неосознаваемых сил и возможности управления - через определённую организацию психики - органическими и неорганическими процессами и телами. Йога достигла больших успехов в управлении дыхательными и другими физиологическими функциями организма, в реализации желательных психических состояний человека. Основная философская идея: соотнесённость человеческой психофизиологии и космоса.
  • Кабир (1440-1518), (1380-1414) - поэт-мусульманин, поэмы которого по сей день популярны в Северной Индии. Призывал к единству всех религий и выступал против кастовой системы.
  • Кали - ("разрывающая время"), женская ипостась бога Шивы, его супруга, особенно почитаемая в Бенгалии. Изображается в грозном, устрашающем облике: чёрнокожая, с языка стекает кровь, в руках вознесённый меч и отрубленная голова, шея обвита змеёй и гирляндой из человеческих черепов.
  • Калидаса (прибл. конец IV - начало V в.) - самый известный поэт и драматург-классик, написавший на санскрите лирические и эпические поэмы, драмы на фольклорные и эпические сюжеты - "Малавика и Агнимитра", "Мужество Урваши", всемирно известная драма "Шакунтала", или "Перстень- примета".
  • Калпа - время существования мира. Одна калпа равна дню жизни Брахмы, продолжающегося 4.320.000.000 земных лет. Каждая калпа состоит из тысячи "махаюг", в свою очередь делящихся на четыре "юги". Сейчас мы находимся в последней фазе нынешней махаюги, называемой "калиюга", которая продлится 432.000 лет, начавшись в 3102 г. до н. э.
  • Калья - мифическая кобра из божеств "нагов" - змей, населяющих Паталу (низший мир). Калья отравляла воды Ямуны, и бог Кришна удалил её в глубины океана.
  • Капила (ок. VII в. до н. э.) - основательница одной из шести ортодоксальных школ индийской философии санкхья, признающих авторитет Вед. В основе дуалистической концепции санкхьи - противопоставление двух вечных начал: пракрити (первоматерии) как основы всего существующего и пуруши (духа), выводящего пракрити из первоначального бездеятельного равновесия и тем побуждающего её к созданию всего психического и материального мира. Цель бытия - разъединение пуруши и пракрити, "освобождение" пуруши в форме индивидуальных духовных начал.
  • Карма - (деяние), общая сумма совершённых каждым живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле - влияние совершённых действий на характер настоящего и последующего существования. Карма влияет не только на человека, но и на планеты, богов, животных и др.
  • Катха - притча, повествование, рассказ, басня обычно нравоучительного характера. Главные персонажи - животные. Древнейшим собранием катха является "Брихат- катха", приписываемое Гунадъе, восходящее к I в. н. э. Самой известной является "Панчатантра" (ок. III-IV вв.).
  • "Катхасаритсагара" - "Океан сказаний", работа индийского поэта, брахмана-шиваиста Сомадевы (вторая половина XI в.) - классический свод индийской повествовательной поэзии, включающий циклы сказаний о царе Удаяне и героях, многочисленные фольклорные сюжеты.
  • Кауравы - сто сыновей правителя Хастинапура, безжалостная война которых против своих двоюродных братьев Пандавов составляет главный сюжет эпической поэмы "Махабхарата".
  • Конарак - величественный каменный храм в честь Сурьи - бога Солнца, построенный в форме гигантской колесницы с шестью колёсами, запряжённой семью лошадьми, в ознаменование победы над мусульманскими завоевателями в середине XIII в. правителем Ориссы Нарасимхой из династии Гангов. Имеются эротические скульптуры.
  • Кришна - восьмое воплощение бога Вишну, в индусской мифологии представлен в двух образах - мудрого царя-воина и божественного любвеобильного пастуха. Кришна был рождён для того, чтобы уничтожить демона Кансу, узурпировавшего трон в Матхуре. В "Махабхарате" Кришна ведёт Пандавов к победе, призывая к участию в битве наставлениями, составляющими квинтэссенцию индусской философии.
  • Кришнамурти Джидду (1895 или 1897-1986) - индийский религиозный мыслитель и поэт. В 1910 г. был объявлен теософами новым учителем мира и отправлен Анни Безант в Лондон на учёбу, однако в 1929 г. порвал с Теософским обществом. По Кришнамурти, истина раскрывается только интуитивно, в состоянии свободного "излияния" личности, чему препятствует любая законченная философская и религиозная система.
  • "Курал" - (между III и V вв.) произведение тамильского поэта-святого Тируваллувара, которое рассматривают в качестве "пятой веды" за совершенство формы и содержания. Содержит 1300 строф на темы благодетели, богатства, любви. Считается шедевром тамильской литературы, одной из великих книг Индии.
  • Лакшми Деви (XVIII в.) - вместе с супругом A`k`lau`rrni Вайдьянатхом подготовила комментарии по поводу свода законов, подтверждавших право женщин на собственность.
  • Лилавати - дочь и помощник великого математика и астронома XII в. Бхаскарачарьи. В первой главе своего труда "Сиддханта-широмани" учёный ведёт мудрые диспуты о математике с талантливой девушкой, как полагают, своей дочерью. По этой причине глава названа её именем.
  • Лота - кувшин, используемый святыми отшельниками садху для питья и совершения омовений.
  • Ману - мифический прародитель людей, создавший наиболее известную из дхармашастр - сборников предписаний и правил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догматами брахманизма. Содержит также наставления об управлении государством и по судопроизводству ("Законы Ману").
  • Матрика - семь женских воплощений энергии, порождаемой богами в помощь Великой Богине в её борьбе против демонов: Брахмани (сила Брахмы), Махешвари (сила Шивы), Каумари (сила Сканды), Вайшнави (сила Вишну), Вахари (сила Хари-Вишну), Нарасимхи (сила одного из воплощений Вишну), Аиндри (сила Индры).
  • Маурья - династия царей Магадхи (IV-II вв. до н. э.), основанная Чандрагуптой, правившая огромной империей дольше, чем любая другая династия в истории Древней Индии. Выдающимся представителем Маурьев был император Ашока (268- 232 до н. э.), государство которого охватывало территорию почти всей Индии и части современного Афганистана. Ашока покровительствовал буддизму. Указы (эдикты) Ашоки - важный исторический источник эпохи Маурьев.
  • Махабалипурам - городок в Южной Индии в 50 километрах от Мадраса, древний порт династии Паллавов, основанный в 650 г. для обслуживания их столицы Канчипурама. Хотя порт исчез, сохранились архитектурные памятники VII в.: пирамидальный прибрежный храм, монолитный храм-колесница Ганеши, комплекс пяти храмов-колесниц, названный по именам героев эпоса "Махабхарата", гигантский наскальный барельеф "Нисхождение реки Ганг на Землю".
  • "Махабхарата" - великая древнеиндийская эпическая поэма, авторство которой приписывается легендарному Вьясе. Современный вид приобрела к середине V в. Состоит из 18 книг (100.000 двустиший), вводных эпических сказаний главным образом фольклорного характера ("Сказание о Нале", "Повесть о Савитри"). Главная сюжетная линия - война между братьями Пандавами и Кауравами за овладение царством. В битве при Курукшетре (район нынешнего Дели) Пандавы побеждают благодаря советам бога Кришны, который является в инкарнации Вишварупы (суверен Вселенной). После победы Пандавы удаляются в изгнание на 12 лет.
  • Махавира Джина (Вардхамана) (VI в. до н. э.) - основатель джайнизма, который, как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлечённую умозрительность брахманизма. Махавира отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех каст, сохранил индусское учение о перерождении душ и воздаяния за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое для аскета, соблюдающего строгие правила ахимсы - непричинения вреда живым существам. Махавира умер в возрасте 70 лет после достижения нирваны. Джайнистские монахи-аскеты делятся на две категории: "шветамбары" - одетые в белое, и "дигамбары" - одетые в воздух, т.е. игнорирующие любую одежду.
  • Минакши - имя обожествлённой дочери правителя Пандья, превращённой в одно из воплощений Великой Богини. Ей поклоняются в огромном храме Мадураи, посвящённом ей и богу Шиве под именем Сомасундара.
  • Моголы (Великие Моголы) - династия, основавшая империю и правившая Могольской империей - крупнейшей феодальной державой на территории Индии и Афганистана после распада Делийского султаната в XVI в. Столицы - Агра и Дели. В XVIII в. распалась на ряд государств, которые в XVIII-XIX вв. были захвачены английскими колонизаторами.
  • Мунда - убитый богиней Кали свирепый демон, один из предводителей полчищ Шумбхи, главаря асуров.
  • Муруга (Муруган) - бог гор, одно из божеств дравидского пантеона. Перекочевав в индуизм, стал Скандой, сыном Шивы, вождём его небесных армий.
  • Найду, Сароджини (1879-1949) - одна из руководителей национально-освободительного движения Индии, талантливый поэт и оратор. В 1947 г. стала первой женщиной- губернатором Уттар-Прадеша.
  • Нараяна (конец XIX в. - 1928) - канонизированный святой, почитаемый в штате Керала.
  • Низамуддин Аулия (умер в 1325) - почитаемый поэт- суфист, поселившийся в Дели в период правления императора Акбара. Над его могилой построена мечеть. Там же похоронен Амир Хосров.
  • Ноубл, Маргарет (1867-1911) - ирландка, одна из первых последовательниц Свами Вивекананды, вступившая в Общество Рамакришны и осевшая в Индии под именем сестры Ниведиты. Написала биографию Вивекананды "Учитель, как я его знала".
  • Онам - главный праздник штата Кералы в августе- начале сентября. Продолжается четыре дня после сбора урожая. Праздник связывают с историей о том, как асура Махабали, op`bhbxhi в трёх мирах, позволил богу Вишну в ипостаси карлика Ваманы ежегодно возвращаться в свои прежние владения как раз во время праздника Онам.
  • Пандавы - пять братьев, сыновья правителя Индрапрастхи (современный Дели) Панду, главные персонажи эпоса "Махабхарата", сюжетную основу которого составляет их борьба с Кауравами за обладание царством.
  • "Панчатантра" - (пятикнижие), памятник санскритской повествовательной литературы (ок. III-IV вв.), включающий книги басен, сказок, притч и новелл нравоучительного характера, построенных по типу обрамлённой повести. Имеет более 200 переводов и переложений в литературах стран Азии и Европы. Братья Гримм и Ж.Лафонтен испытали влияние "Панчатантры".
  • Парвати - одно из проявлений Великой Богини, супруга бога Шивы и мать Ганеши.
  • Пипал (пиппала) - выделяющее сок священное дерево индусов (Ficus religiosa), упоминаемое в Ведах и "Чандогья- упанишаде". Считается, что именно под этим деревом медитировал Шива, а Гаутама Будда обрёл нирвану.
  • Пураны - памятники древнеиндийской и средневековой литературы, священные книги индуизма. Наибольшим авторитетом пользуются 18 пуран. Самые древние относятся к IV в. до н. э., однако они дополнялись вплоть до XIV в. В соответствии с культом того божества, которому, в основном, посвящена пурана, выделяются вишнуистские, шиваистские и шактистские пураны. По содержанию и форме близки древнеиндийскому эпосу, содержат легенды и мифы.
  • Пушкар - ярмарка и верблюжьи бега, проводимые в одноименном городке в штате Раджастхан в октябре-ноябре. Одновременно осуществляется паломничество, поскольку Пушкар находится в 11 километрах от священного мусульманского города Аджмер.
  • Раван (Равана) - свирепый демон, правитель острова Ланка (Цейлон), один из главных персонажей "Рамаяны", похитивший жену бога Рамы Ситу. Поскольку десять его голов вырастали немедленно после того, как их отрубали, был уничтожен волшебной стрелой небесного огня, выпущенной Рамой.
  • Рагхунатх (джи) - божество, мифический предок Рамы, воплощение Вишну.
  • Радха - молодая пастушка, персонаж "Гита Говинда", страстные любовные утехи которой с богом Кришной символизируют устремление души к Абсолюту. Тема любви Радхи до сих пор вдохновляет индийских писателей и художников.
  • Рай (Рой), Раммохан (1772-1833) - индийский opnqberhrek|, разработал религиозно-философскую систему, утверждавшую равенство людей и отвергавшую наиболее одиозные обычаи, увековеченные индуизмом. Основатель общества Брахмо самадж. Основным средством общественного прогресса считал просвещение народа. Родоначальник современной бенгальской прозы.
  • Рамакришна Парамаханса (Гададхар Чаттерджи) (1838-1886) - индийский религиозный мыслитель и общественный деятель. Стремился объединить "Адваита-веданту" Шанкарачарьи с учением Рамануджи. Считая, что для возрождения Индии и всего человечества необходима единая религия, проповедовал духовное родство всех вер. По Рамакришне, главное требование религиозной этики - не отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Учитель Свами Вивекананды.
  • Рамачандра - седьмая аватара Вишну, пришедшая в мир в образе Рамы, чтобы освободить его от зла. Главной же целью его появления на земле было освобождение Ситы, идеальной жены Рамы, похищенной демоном Раваном на Ланку (Цейлон). Похищение и освобождение Ситы является главной темой эпической поэмы "Рамаяна".
  • "Рамаяна" - древнеиндийская эпическая поэма в 7 томах на санскрите, приписывается легендарному поэту Вальмики. Современный вид приобрела ко II в. Посвящена подвигам бога Рамы и его борьбе с демоном Раваной за возвращение похищенной супруги Ситы. Источник сюжетов и образов многих литературных произведений в Индии и других азиатских странах.
  • "Ригведа" - самая древняя и значительная из Вед, собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы, который формировался в период 1500-500 гг. до н. э. Более 1000 гимнов посвящены воспеванию богов, содержат космогонические и метафизическим размышления. Из гимнов, посвящённых происхождению Вселенной, наиболее древним примером философской мысли арийцев является "Гимн творения".
  • Риши - великие святые отшельники, которым открываются ведические гимны и священные писания. Наиболее известные - Вьяса и Агастья.
  • Сандхъя - молитва, которую должен произносить правоверный высококастовый индус утром, днём и вечером.
  • Санкальпа - торжественная клятва.
  • Саранги - смычковый инструмент Индии, состоящий из цилиндра и примыкающей к нему ручки с 13 струнами, находящимися под тремя-четырьмя большими струнами.
  • Сарасвати - богиня музыки, науки, учёности и красноречия, изображаемая в виде светлокожей молодой женщины, восседающей на цветке лотоса и лебеде, с музыкальным инструментом виной и Ведами.
  • Сарод - самый звучный музыкальный инструмент Индии в форме полусферы с грифом почти такой же ширины, как и корпус. Покрывается листом металла, служащим клавиатурой. На четырёх мелодических струнах и на резонансных струнах играют с помощью плектра (медиатора).
  • Сита - героиня древнеиндийского эпоса "Рамаяна", супруга бога Рамы. Похищенная злым десятиголовым ланкийским демоном Раваной, Сита проявила мужество и стойкость, после освобождения подверглась испытанию огнём, которое с честью выдержала. В Индии является символом идеальной добродетельной, смелой, гордой и верной жены.
  • Ситар (ситара) - индийский струнно- резонансный музыкальный инструмент типа лютни. Также распространён в арабских странах, Узбекистане, Таджикистане. Изобретение ситара приписывается поэту Амиру Хосрову Дехлеви.
  • Сомадева - индийский поэт второй половины XI в., брахман-шиваит из Кашмира, написавший на санскрите "Катхасаритсагар" и др. (см. выше).
  • Соманатха - одно из названий известного изображения лингама Шивы, установленного богом Сомой, в свою очередь символизирующим священный дурманящий напиток, игравший важную роль в обрядах жертвоприношений.
  • Тагор, Рабиндранат (1861-1941) - индийский писатель и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии (1913). Лирические стихи, которым свойственны гражданственность и романтическая приподнятость (например, "Гитанджали"), романы "Гора", "Дом и мир", повести, публицистика направлены против феодальных и религиозных пережитков, бесправия женщин, расовой дискриминации и кастовой системы, проникнуты идеями гуманизма и национального освобождения. Основал свободный университет в Шантиникетане ("обитель мира"), где одно время училась И.Ганди. Посещал Россию.
  • Тримурти (Тинмурти) - (триединство, троица), символ синтеза трёх главных божеств индуистского пантеона - Шивы-разрушителя, Вишну-охранителя и Брахмы-созидателя.
  • Тулси - одна из 60 разновидностей базилика (Osimum sanctum), произрастающая в жарких странах. Особенно почитается вишнуитами. По легенде, одна женщина предалась жёсткой аскезе только для того, чтобы стать женой Вишну. Разгневанная Лакшми превратила её в растение с этим названием. Тулси упоминается также в пуранах как один из ингредиентов в приготовлении "амриты" - напитка бессмертных.
  • Тхируваллувар (ок. III в.) - известный тамильский поэт, написавший "Курал", который многие почитают как "пятую веду". Происходил из низкой касты ткачей.
  • Упанишады - (сокровенное учение), заключительная часть свода Вед, их окончание (Веданта), основа всех ортодоксальных религиозно-философских систем Индии. Из более чем 200 упанишад 10 считаются главными. Время их создания - VII-III вв. до н. э. Остальные продолжали создаваться в подражание древним вплоть до XIV-XV вв. В центре упанишад - учение о тождестве Брахмана и Атмана.
  • Фарид уд-Дин, Гандж-и-Шакар Баба (1175-1265) - мусульманский аристократ, в возрасте 16 лет совершивший паломничество в Мекку, через несколько лет был посвящён в суфизм делийским султаном Кутубуддином. Написал 134 пенджабских гимна, которые Гуру Нанак через два столетия включил в священную книгу сикхизма - "Ади Грантх". Его мавзолей является местом паломничества индийцев всех религий. Будучи мистиком-аскетом, он подвергал себя жестоким истязаниям.
  • Сюань-Цзан - первый китайский монах-пилигрим, посетивший Индию в поисках буддистских истин в 399-414 гг. и оставивший яркие описания жизни страны периода династии Гуптов. Также побывал на Цейлоне и Яве.
  • Хираньякасипу (Хираньякашъяпа) - демон, вознамерившийся бросить вызов всему миру и небу. Появление Вишну в четвёртой инкарнации под именем Нарасимха ("человек- лев") связано с уничтожением Хираньякашъяпу.
  • Хьен-Цан (ок. 600-664) - китайский буддистский пилигрим, который в 630-645 гг. объехал всю Индию в поисках священных буддистских рукописей. Он наблюдал упадок буддизма, а на Севере - разрушения, причинённые нашествием гуннов.
  • Чайтанья (1485-1533) - бенгальский поэт- мистик, ушедший в отшельничество в возрасте 24 лет. Проповедовал доктрину любви и верности богу Вишну, пропагандист вишнуизма в Бенгалии. Считал, что Бога можно достичь лишь путём полного ему подчинения, отрицал кастеизм и сектантство. Свои поэмы мистического содержания исполнял в сопровождении музыки и танцев в Ориссе, Бенгалии, на Декане.
  • Чанда (также Мунда) - сильный демон, один из предводителей армии асуров Шумбха - страны демонов, который был убит богиней Кали, положившей его отрубленную голову к ногам Великой Богини.
  • Чишти, Муинуддин (XVII в.) - духовный наставник императоров династии Великих Моголов, проживавший в г.Аджмер (Раджастхан).
  • Шанаи (шахнаи) - музыкальный инструмент, похожий на гобой. Главная часть состоит из трубы конической формы с отверстиями.
  • Шанкара - (приносящий добро), одно из имён Шивы, а также некоторых святых.
  • Шанкарачарья - одно из имён Шивы, которое было также дано философу, родившемуся в Керале ок. 700 г., автору священных текстов и поэм мистического содержания. Наряду с Гаупадой он возглавлял философскую школу "Адваита- веданты" (см. выше). Организовал религиозный орден, члены которого принимают его имя.
  • Шветашватара-упанишада - короткая упанишада, состоящая из 113 стихов в 6 главах. Названа по имени Шветашватары, считающимся ее автором. В представлении индусов она отвечает на вопросы, что такое Вселенная, откуда она появилась, зачем мы рождаемся и что является целью жизни.
  • Шива - один из трёх верховных божеств (наряду с Брахмой и Вишну) индусского пантеона, бог-разрушитель зла. По происхождению доарийский бог, "покровитель животных". Изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погружённым в созерцание, а также символически в виде лингама (фаллоса).
  • Шиваджи (1627 или 1630 - 1680) - национальный герой маратхов, возглавивший их борьбу против Великих Моголов и в 1674 г. создавший независимое маратхское государство.
  • Шива-линга (лингам) - символическое изображение фаллоса, образно передающее действие динамических и созидательных сил - создание происходит через разрушение. Обычно лингам изображается вместе с обозначением женского начала - йони Богини. В шиваистских храмах он является святая святых, помещается в самое почётное место, над ним возводятся специальные сооружения, призванные подчеркнуть значение этого символа.
  • Элефанта - остров в Бомбейской бухте, на котором находятся пещерные храмы, в основном посвящённые богу Шиве со всемирно известной статуей Тримурти, изображающей триединство Великого Бога в ипостасях созидателя, разрушителя и охранителя. Самый яркий пример архитектуры послегуптовского периода (VI-VIII вв.).
  • Эллора - местечко в 30 километрах от Аурангабада (ныне штат Махараштра), где расположены 34 высеченных в скале буддистских, брахманистских и джайнистских храма (VI-XIII вв.), а также грандиозный монолитный храм Кайласанатха (725-755), обильно украшенный скульптурой периода после династии Гуптов.






Все тексты библиотеки Индия.ру были взяты из интернета - из ftp/www архивов открытого доступа или присланы читателями. Если авторы и/или владельцы авторских прав на некоторые из них будут возражать против нахождения произведений в открытом доступе, поставьте нас об этом в известность, и мы НЕМЕДЛЕННО изымем указанные тексты из библиотеки.
 

TopList Rambler's Top100 Rambler's Top100

Copyright © 2000 india.ru Контакты