Все об Индии!
India.ru
India.ru
 
 


ДИВАЛИ

©С.В.Величкин «Праздники и обряды Индии»


Дивали или Дипавали, что на санскрите означает «огненная гроздь» - наиболее популярный праздник индусов («дипа» - светильник).

Происхождение его неясно, но, разумеется, нет недостатка в легендах, пытающихся его объяснить. Так, вишнуиты связывают начало празднования Дивали с коронацией величайшего героя древнеиндийских сказаний Рамы на трон царства Айодхья (Рама является седьмым воплощением бога Вишну). Предание гласит, что в ночь коронации по всей стране была устроена праздничная иллюминация. С другой стороны, по мнению вишнуитов, славное правление Рамы знаменовало избавление мира от духовного мрака, и иллюминация призвана символизировать вывод человечества легендарным царевичем из тьмы к свету.

Согласно другой легенде, Дивали отмечает коронацию полумифического царя Викрамадитьи, хотя имеются никак не совместимые точки зрения в вопросе о возможном времени его правления.

Так или иначе, сегодня Дивали - это праздник огней (два последних дня месяца Ашвин и три первых дня месяца Картик индуистского календаря, приходящиеся на конец октября или начало ноября), когда улицы всех городов и деревень Индии озаряются мириадами огней: горят свечи, хитро разукрашенные фонари, наконец, лампочки, прожектора и неоновое кружево коммерческой рекламы. Воздух сотрясается грохотом разрывов всевозможных хлопушек, петард и шутих, в небо взвиваются ракеты, в парках с треском раскручиваются вертушки фейерверков, шипят бенгальские огни.

Собственно, Дивали - это целый комплекс праздничных церемоний, о которых хотелось бы рассказать несколько подробнее.

Первый день Дивали носит название «Дхан Триодаши», или «поклонение богатству». В этот день торговцы приводят в порядок лавки и совершают обряд «поклонения»... приходно-расходным гроссбухам и кучке серебряных монет. Вот почему сразу после Дивали в старом городе вам часто дают на сдачу перепачканные, остро пахнущие краской полурупиевые монеты. Особенно важен этот праздник для представителей богатых торговых общин Западной Индии, издавна расселившихся по всей стране: новый деловой год начинается для них в этот день. Принаряженные «сетхи» (богатые люди) раздают в этот день сладости беднякам, многие из которых с отчаянным ожесточением испытывают судьбу в азартных играх (карты, кости и др.). Считается, что Дивали - наиболее удачное для этого время.

Второй день празднеств посвящается победе одного из самых популярных индуистских богов Кришны (тоже, как известно, воплощения Вишну) над царем Наракасурой. Легенда гласит, что демон Нарака, с антипатией относившийся к богам, питал страсть к такому в общем-то неоригинальному развлечению, как похищение их дочерей. Впрочем, занимался он этим делом с известным увлечением и размахом, о чем говорит тот «факт», что им было похищено 16000 девушек. Действуя по жалобе божеств, Кришна предпринял экспедицию в царство Дармарупадеса, которым правил Нарака, и, предварительно перехитрив и уничтожив местное «чудо-юдо» - пятиголовое чудовище Муру - и его сыновей, победил демона в продолжительной схватке. Эксцентричный Нарака перед смертью высказывал, однако, сентиментальное пожелание, чтобы впредь день его уничтожения праздновался как день великого облегчения и ликования. Чего он, как видим, и добился.

Ученые, сопоставив факты, пришли к выводу, что демон Нарака символизирует накатывающийся с юго-запада муссон, обрушивающий ливни на значительную часть страны. Возможно, что Дивали, приходящийся на период вслед за окончанием муссона, праздновался в свое время в честь избавления от тирании невыдуманного «демона разрушений» - муссона.

Третий день празднеств отведен для совершения пуджи (молитвы) богине богатства и процветания Лакшми. Говорят, что привередливая богиня посещает лишь те дома, где чисто прибрано, где ярко горят традиционные гирлянды светильников. Их обитателей, совершающих вечером этого дня пуджу, Лакшми удостаивает своего благословения, которое способно сделать бедняка преуспевающим богачом.

В четвертый день индусы поклоняются Бали - царю Асуров, правление которого, согласно легендам, составляло нечто вроде золотого века эллинских мифов. Особенно распространен культ Бали в штате Махараштра, где изготовляются чучела Бали, которым подносятся дары: фрукты, цветы и т.п. - под аккомпанемент старинных гимнов, и в них говорится: «Да сгинут все невзгоды, да придет царствие Бали».

«Джамдутия», или «Бхаи Дудж», - название пятого, последнего дня празднеств Дивали. В этот день братья дарят своим сестрам подарки и сладости. За совместной трапезой, для которой готовятся самые лакомые блюда, собираются все члены семьи. А вечером повсюду зажигаются огни, и ребятишки наконец-то получают возможность пустить в ход заранее накопленные арсеналы ракет, хлопушек и шутих. Последний день - самый шумный, веселый и хлопотливый - и производит наибольшее впечатление на непосвященного иностранца, создавая у него порой убеждение, что к этому сводится весь Дивали.

Как и Холи, Дивали празднуется всеми индийцами, независимо от вероисповедания, причем эта традиция уходит вглубь веков. Свидетельства тому мы находим у известного историка Аль-Бируни, у составителя хроники правления великого императора Акбара - историка Аб-уль-Фазла. Последний, в частности, пишет: «Император Акбар сам участвовал в праздновании Дивали - празднества светильников». Любопытны приводимые в хронике «Айн-и-Акбари» детали: «Для того чтобы ограда падишахских покоев была видна издали, перед даулатханой (сокровищницей) был сооружен столб высотой в 40 метров, поддерживаемый канатами, на верхушке которого был водружен большой фонарь, названный «Акаша-дипа»".

Большое значение придается празднику сикхами. В ночь последнего дня знаменитый Золотой храм в Амритсаре ярко освещается сотнями огней, и тысячи сикхов совершают омовение в бассейне Дарбар Сахиб. Хроники повествуют, что в такой же день в 1662 г. шестой сикхский гуру (учитель) Харговинд торжественно вступал в Амритсар во главе 52 сикхских вождей, освобожденных вместе с ним из заточения в крепостной тюрьме Гвалиора, где их держали по приказу могольского императора. Ликованию не было предела, и по всему городу была устроена пышная иллюминация в честь гордого гуру.

В период правления падишаха Аурангзеба индусам не разрешалось публично отмечать свои праздники, и когда амритсарский сикх Мани Сингх обратился к императору с нижайшей просьбой дозволить иллюминацию в Золотом храме и торжества по случаю Дивали, согласие было дано при условии, что после празднеств в падишахскую казну будет уплачено сто тысяч рупий. Достать эту огромную сумму не удалось, и Мани Сингх был казнен в Дели. Однако сикхи и после этого продолжали праздновать Дивали, как утверждают летописцы, с еще большим энтузиазмом.

По поверьям джайнов, Дивали празднуется в день годовщины «нирваны» основателя джайнизма Махавиры. Собственно, речь идет не о смерти: джайны считают, что Махавира в этот день лишь оставил бренную телесную оболочку и достиг высшего состояния слияния с богом. Восемнадцать союзных царей, собравшихся на кремацию «оболочки», решили, что, «поскольку угас огонь святого знания, следует устроить вещественную кремацию».

На следующий день после Дивали отмечается праздник Вишвакармы - мифического первостроителя. Инженеры, механики, представители других технических профессий в этот день не работают и возносят молитвы своим станкам, инструментам, аппаратуре.

В индийской столице Дивали отмечается повсеместно, но наиболее интересны иллюминации, устраиваемые в храме Лакшми-Нараяна («Бирла Мандир») и в торговом центре Кэннот-Плейс. В садах Талкатора, на Уиллингдон Крессент, организуется праздничная ярмарка с участием профессиональных и самодеятельных актерских трупп, фейерверком и, конечно же, многочисленными лавочками и лотками. Можно и самому принять участи в празднике, запасшись заранее ракетами и хлопушками. Тогда вам особенно долго будет помниться веселый праздник огней - неувядаемый Дивали, когда кажется, что сами звезды с неба опускаются на землю.



К началу

  Назад   Дальше  
К списку книг





Все тексты библиотеки Индия.ру были взяты из интернета - из ftp/www архивов открытого доступа или присланы читателями. Если авторы и/или владельцы авторских прав на некоторые из них будут возражать против нахождения произведений в открытом доступе, поставьте нас об этом в известность, и мы НЕМЕДЛЕННО изымем указанные тексты из библиотеки.
 

TopList Rambler's Top100 Rambler's Top100

Copyright © 2000 india.ru Контакты