Все об Индии!
India.ru
India.ru
 
 

Кесанг и Деки: Путешествие к Далай Ламе

Игорь Кусаков
2005
igor-kusakov[at]yandex[dot]ru

Летом 2005 года я провел около двух недель в столице Тибета – Лхасе. Меня очень интересовала информация о тибетской культуре и современном быте. Так я познакомился с молодой тибетской парой - Кесáнгом и его подругой Декú.

Кесанг, с истинно восточной любезностью проявил желание мне помочь и ответить на вопросы. Меня удивило, как хорошо он говорит по английски – в тех краях это большая редкость. Во время наших встреч выяснилось, что наши интересы и мировоззрение в чем-то схожи, и мне посчастливилось услышать истории, о которых тибетцы особо не распространяются, опасаясь преследований со стороны властей.

Мы говорили на разные темы. Но наиболее впечатлившая меня история была о том, как Кесанг совершил путешествие к Его Святейшеству Далай Ламе - духовному лидеру и самому уважаемому человеку Тибета. Далай Лама покинул Тибет в начале китайского вторжения, и в данный момент проживает в Индии. Тем не менее, многие тибетцы до сих пор считают его своим «правителем в изгнании».

Путешествие к Далай Ламе – трудное и рискованное. Тем не менее, его должен совершить каждый настоящий тибетец. Об этом и рассказ.

В детском возрасте Кесанг хотел стать монахом и посвятить свою жизнь духовному пути. Однако затем он решил, что его настоящее призвание - бороться за независимость Тибета. В возрасте 15 лет, после очередного провалившегося восстания, он попадает в тюрьму. Родителям удалось его освободить при помощи взятки. Это было большой удачей. Во многом сказался молодой возраст Кесанга. Остальным его сотоварищам по восстанию повезло куда меньше.

Выйдя на свободу, Кесанг понял, что должен совершить нечто, что очистит его дух от горечи поражения и даст ему новые силы. Для тибетца в такой ситуации особых раздумий «что делать» нет, все ясно - нужно отправляться к Далай Ламе. Через горы в Непал, затем в Индию. 

К границе с Непалом, по секретным тропами, в обход военных постов, тибетцев водит проводник. Проводник этими походами и живет, так как в официальном социуме ему места уже нет. Поэтому, чтобы отправиться в путешествие, нужно накопить немного денег для проводника. Да и себе на дорогу не помешает. Во время путешествия семья Кесанга должна придумывать какие-то причины его отсутствия для властей. Если станет известно о том, что он отправился к Далай Ламе, его по возвращении ждет пол года - год тюрьмы. А также он, и вся его семья, попадает в черный список политических личностей, которых не принимают на работу и которым чинят всевозможные неприятности.

Итак, какое-то время Кесанг работает, чтобы скопить необходимую сумму. И, наконец, отправляется в путь - с группой из 27 человек.

Проводник ведет их по тайным горным тропам в обход не только военных постов, но и обычных сел. В селах могут находится соглядатаи, которые сообщат о группе властям. А если жители села чем-то помогут путешественникам, и об этом узнают власти, жителей могут ждать репрессии.

Путешествие через горы к границе Непала занимает месяц - полтора. Брать с собой еду на такой срок невозможно. Пополнить запасы - негде. Поэтому начался голод. От голода и усталости, четверо из группы Кесанга сорвались с узкой тропинки в пропасть и разбились. В поисках хоть какого-то пропитания путешественники сделали рогатки и стали сбивать птиц. В тибетской культуре убить птицу – это большой грех. Поэтому, по выражению Кесанга, они «отворачивались, закрывали глаза и стреляли» - чтобы не видеть, какой ужас они совершают. Проводник подбадривал их, говоря «Вот за той горой уже Непал». Группа рвалась вперед с новыми силами, а на горе проводник говорил «Извините, ошибся».

Наконец они добрались до Непала. Тут путешественники смогли вдоволь поесть и отдохнуть. Но тут же их подстерегала очередная опасность. Дело в том, что тибетское плато - это, в среднем, высота около 4000 м. Там разряженный и очень сухой воздух. Поэтому, когда туристы  приезжают в Тибет, они сталкиваются с «горной болезнью» - адаптацией организма к большой высоте. Аналогично происходит и с тибетцами, только наоборот.  Спускаясь на низкие высоты, им нужно адаптироваться. Для некоторых это может закончится летальным исходом - когда в легких от излишней влажности и новых микроорганизмов начинаются процессы гниения. Тут уже все зависит от индивидуальных особенностей и здоровья.

Кесанг пережил адаптацию относительно легко - сказались молодой возраст и хорошее здоровье. При поддержке прочих тибетских беженцев, живущих в Непале, он добрался до Индии.

Встреча с Далай Ламой в его Индийской резиденции для многих  людей, с которыми я общался, было одно из самых сильных переживаний. Что уж говорить о тибетце. То, как Кесанг произнес "Я видел Его Святейшество Далай Ламу", заставило меня поверить, что встреча с воплощением Будды Сопереживания стала для него самым сильным событием в жизни. Далай Лама лично и очень тепло принял каждого паломника. И пригласил оставаться в его резиденции сколько нужно.

При резиденции Далай Ламы  функционирует школа, где тибетцы бесплатно изучают, например, иностранные языки. Английский Кесанг выучил именно там.

В классическом духовном путешествии (как его описывает, к примеру, Джозеф Кемпбелл) наступает момент, когда у героя появляется искушение не возвращаться назад. То же происходило и с Кесангом. Отсутствие прессинга китайских властей многим приходится весьма по нраву. Поэтому некоторые остаются в Непале или Индии. А иногда едут дальше - в Европу или Америку.

Кесанг прожил в резиденции пол года. Ему не хотелось уезжать. Но, в конце концов, он осознал, что смысл этого места как раз в том, чтобы дать знания и силы  вернуться и жить в родном Тибете. А не где-нибудь ещё.

Путешествие назад в Непал было сопряжено, в основном, с финансовыми трудностями. Кесанг путешествовал совсем без денег, которые у него давно закончились. Но немного финансов было ему нужно. Опять для перехода границы и для возвращения в свой родной город уже в Тибете. Поэтому в столице Непала - Катманду -  он устроился подрабатывать в ресторан. На зарплату, эквивалентную 7 долларам в месяц (средняя зарплата в Непале - 12 долларов США в месяц).

Тут  с Кесангом приключилась очередная история, и он чуть было не уехал в Англию. Возле одной из буддийских святынь в долине Катманду, Боданат-ступы, он увидел девушку-иностранку. Она сидела на ступе и выглядела совсем грустной и потерянной. Кесанг подошел узнать - что случилось. Оказалось, что девушка из Англии,  в Непале первый раз, совершенно потерялась и не знает, что ей делать дальше. Кесанг проявил максимум любезности, нашел ей ее гостиницу, а затем в свободное время поводил ее по местным достопримечательностям. Англичанка улетала назад через неделю. Незадолго до отлета она предложила Кесангу лететь с ней в Англию и там стать ее  мужем. На этот раз потерянным оказался Кесанг - он не знал, как быстро и без особых размышлений европейцы решают подобные вопросы. К тому же тибетские традиции запрещают браки с не-тибетцами. С другой стороны - перспектива попасть на "благословенный запад" для многих выглядит весьма соблазнительно.  Тут, как водится, каждый решает - что ему важнее. После некоторых колебаний Кесанг в Англию все-таки не поехал.

И вот настал день, когда Кесанг вернулся в Тибет. Из 27 человек, с которыми он уходил, вернулось только 15. Поэтому родные Кесанга были просто счастливы увидеть его в целости и сохранности.

Кесангу удалось избежать лишних вопросов со стороны властей, и он спокойно смог устроиться на работу в Лхасе. Он также сразу возобновил свои контакты с тибетскими сепаратистами. Как я догадываюсь, там он и познакомился со своей подругой и будущей женой Деки.

Деки, как и Кесанг, незадолго до их знакомства, вернулась из аналогичного паломничества к Далай Ламе. Когда они стали встречаться, Деки повела Кесанга в монастырь, в секретное святилище, где имеется фотография Далай Ламы (такие фото в современном Тибете запрещены). Там, перед этим фото, она предложила ему поклясться в вечной любви. Что Кесанг и сделал, а вслед за ним и Деки. 

Следует заметить, как все-таки просто здесь решилась вечная женская проблема переживаний "любит - не любит". И как, в этом случае, тяжело женщинам нашей культуры, в которой нет сопоставимых авторитетов, чтобы призвать их в свидетели клятвы...

Есть мнение, что настоящие пары роднит нечто куда большее, чем банальные меркантильные или биологические интересы. В этом плане трудно представить себе лучший пример подобной пары. Они оба молоды и симпатичны. Но куда больше впечатляет их глубокое духовное родство и общие интересы. Не какие попало интересы, а те самые главные, идущие из самого сердца. 




Все тексты библиотеки Индия.ру были взяты из интернета - из ftp/www архивов открытого доступа или присланы читателями. Если авторы и/или владельцы авторских прав на некоторые из них будут возражать против нахождения произведений в открытом доступе, поставьте нас об этом в известность, и мы НЕМЕДЛЕННО изымем указанные тексты из библиотеки.
 

TopList Rambler's Top100 Rambler's Top100

Copyright © 2000 india.ru Контакты