ДИСПУТ МЕЖДУ ХОДЖОЙ И ДЕХРИ
Когда Тимурленг был в Акшехире, пришел в город
дехри (философ-материалист) и объявил: “Я хочу предложить вопросы. Если есть
у вас искусные ученые, давайте устроим состязание”. Тимурленг собрал именитых
граждан города и сказал: “К нам пришел со стороны ученый и хочет состязаться
с вами в науках естественных и материалистических. Он странствует, ходит по
всему свету. И если вы не выставите против него человека, ум которого постиг
различные науки, он повсюду расславит, что в Руме ученый люд иссяк и исчез,
а это поведет к умалению нашего достоинства среди государств и народов”.
Старейшины города устроили совещание и сперва
хотели было с сожалением признаться, что, действительно, у них ученых нет,
но потам подумали: “Нет, так не годится, нужно найти выход из положения и спровадить
эту погань”. Они решили вызвать ученых из Коньи, Кайсери, но кто-то заметил:
“Звать ученых со стороны,- на это потребуется много времени, и этим мы только
обнаружим собственное ничтожество, да это и унизит нас среди жителей нашего
города. Говорят ведь: “Умный совет идет от дураков”. Давайте узнаем, как смотрит
на это наш ученый ходжа. Может быть, он что-нибудь придумает, и мы сплавим этого
чужака, который нашего языка не знает”.
Все нашли это предложение удачным и, позвав ходжу,
рассказали ему, в чем дело. “Ладно,- заметил ходжа,- вы предоставьте это мне.
Если я утихомирю его метким ответом,- ну великолепно; а нет, так вы скажете:
“Это - человек тронувшийся, дувана, и сам залез сюда на собрание”. И вы выставите
против него другого, ученого человека. Только, если будет мне удача, - от всех
вас я желаю подарочек. Благоволение государя в счет нейдет”. - “Голубчик ходжа,
- закри-чали старейшины,- ты только не посрами нас, а уж там, что пожелаешь
- все для тебя сделаем”.
В назначенный день на площади города были разбиты
палатки, и эмир Тимурленг со свитой, все одетые в золото, разукрашенные, величавые,
предстали в воен-ных доспехах и оружии. Потом явился и дехри, растре-панный
весь, чудной, и уселся около Тимурленга. Когда все собравшиеся расселись, стали
поджидать ходжу. Вот, каконец, пришел и ходжа с громадным сарыком на голове;
на нем надет был биниш с широкими рукавами; позади шли Хаммад и другие его ученики.
Ходжу поса-дили по правую руку государя.
Выпили шербет, и, когда передохнули, выступил
вперед дехри и торжественно очертил круг, потом, как бы требуя от ходжи ответа,
взглянул ему в лицо. Ходжа поднялся к, проведя как раз по середине круга черту,
разделил таким образом круг на две части и тоже посмотрел на дехри. Потом провел
еще черту, перпендикулярно к первой, и разделил круг на четыре равные части.
Делая знак рукой, он три раза как бы тянул к себе, а одну часть как бы отталкивал
в сторону дехри и опять посмотрел на него. Дехри знаком одобрил решение ходжи,
давая понять, что он знает эту задачу. Потом дехри сложил руку в виде распустившегося
тюльпана и несколько раз поднял пальцы кверху. А ходжа сделал наоборот и, держа
ладонь книзу, опустил пальцы; дехри опять
согласился. Наконец дехри указал на себя и, изображая пальцами, как будто это
ходит зверь по земле, провел себе по животу, как будто оттуда что-то выходит.
А ходжа достал из кармана яйцо и, показав его, начал махать руками, изображая,
что он летит. Дехри одобрительно закивал. Он встал и, склонив почтительно перед
ходжой голову, поцеловал ему руку и поздравил государя и вельможей города, что
среди них находится такое “чудо времени”.
Присутствовавшие на собрании были очень обрадованы
исходом и со своей стороны тоже поздравили ходжу, избавившего их от срама. Все
начали подносить ему в подарок деньги, заранее приготовленные на всякий случай,
а кто пообещал дать после; Тимурленг тоже осыпал ходжу драгоценными дарами.
Когда все разошлись, падишах, приближенные и вельможи
города отозвали дехри в сторону и через переводчика сказали ему: “Из ваших знаков
мы ничего не поняли. Что вы говорили ходже, и что он такое вам ответил, что
вы признали это соответствующим истине?” Дехри объяснил: “Между учеными греческими
и учеными еврейскими существует разногласие о сотворении мира. Так как мнение
мусульманских ученых об этом мне не известно, я очень хотел узнать истину. Я
по-этому изобразил шаровидность земли. Ходжа мало того, что подтвердил
это,- он еще линиями, проведенными им, разделил
землю на северное полушарие и на южное полушарие. Потом он провел еще линию,
перпендикулярно к первой, и три части потянул в свою сторону, а четвертую -
ко мне, - он хотел сказать, что три части земного шара - вода, а одна четверть
- суша: так он объяснил “семь климатов” земли. Потом, чтобы обследовать тайны
создания и творения, я поднял пальцы кверху, указывая на растения, деревья,
источники, рудники. А ходжа, наоборот, опустил пальцы книзу и тем, согласно
последним изысканиям ученых, правильно объяснил мне, что все это - благодаря
дождям, изливающимся с неба от действия солнечного света и прочих высших небесных
тел, и что так рождаются и произрастают на земле творения. Тогда, по-казывая
на себя, я говорил, что творения, возникающие
на земле, размножаются путем дифференциации частей; при этом я, по-видимому,
о значительной части одушевленных предметов выразился неясно. А ходжа достал
из кармана яйцо и, делая рукой движения, как будто он летит, намекнул на летающих
тварей. Таким образом, кратко, но вразумительно он высказался о создании мира
и о многочисленности человеческого рода. Из этого я понял, что ваш ученый действительно
гений, обладающий знанием наук небесных и земных, или, иными словами, наук осязаемых
и реальных. И вы можете гордиться, вы, его земляки и соотечественники, таким
ученым знатоком естественных наук”.
Проводив дехри с почестями и подарками, все окружили
теперь Ходжу и стали расспрашивать также его. Ходжа сказал: “Ну что там говорить!
Это человек больной, жадный, голодный, как собака. Вы-то наговорили мне про
него, что он - ученый, и только напрасно взволновали меня. Я пришел; как вы
видели, он очертил рукой круг,- он подумал: “Ах, вот если бы был поднос с пирожками!”
Я сперва разделил поднос на-двое, по-братски; смотрю, а он и в ус не дует. Тогда
я разделил на четыре части: три части взял себе, а одну часть дал ему. Бедняжка
согласился и закивал головой, как бы говоря: “Мне и этого довольно”,- хотя,
на самом деле, он хотел больше. Потом он сказал: “Вот если бы изготовили плов,
мы бы покушали!” А я прибавил: “Да, но нужно сверху посыпать сольцы, положить
перцу, фисташек, изюму и так далее”. Так мы разрешили и этот вопрос. Потом он
показал себе на живот, а рукой показал, что он пришел издалека и давно уже не
кушал ничего вкусного. А я сказал ему, что я еще более проголодался, чем он:
от пустоты в желудке я так потерял в весе, что могу летать, как перышко. Встал
я утром, и жена всего-то и дала мне яичко. А тут вы пришли за мной, и я не успел
съесть даже яйцо и положил его про запас в карман. Вот и все”.
Присутствуюшие, вспоминая изречение: “Что я спросил
у тебя? А ты что понял? Удивительная история!” - изумились тому, как, несмотря
на разность восприятия, вопросы и ответы удовлетворили обе стороны.
|
include "downcomm.php"; ?>