Сказание об Индийском царстве
Аз есмь Иоанн царь и поп, над цари царь, имею под собою 3000 царей и
300. Аз есмь поборник по православной вере Христове. Царство мое таково:
итти на едину страну 10 месяць, а на другую немощно доитти, занеже тамо
соткнуся небо з землею. Есть у мене в единой стране люди немы, а в ынои
земли люди рогаты, а в ынои стране люди трепяцдци, а иныя люди 9-ти сажен,
иже суть волотове, а иныя люди четвероручны, а иныя люди о шести рук, а
иныя у мене земля, в ней же люди пол пса да пол человека, а иные у мене
люди в персех очи и рот, а во иной земли у мене люди верху рты великы, а
иные у мене люди скотьи ноги имеюще. Есть у мене люди пол птици, а пол
человека, а иныя у мене люди глава песья; а родятся у мене во царствии
моем зверие у мене: слонови, дремедары, и коркодилы и велбуди керно.
Коркодил зверь лют есть, на что ся разгневаеть, а помочится на древо или
на ино что, в той час ся огнем сгорить. Есть в моей земли петухы, на них
же люди яздять. Есть у меня птица ногои, вьет себе гнездо на 15 дубов.
Есть в моем царствии птица финикс, свиваеть себе гнездо на нов месяць и
приносить от огня небеснаго и сама зажигаеть гнездо свое, а сама ту тоже
сгараеть; и в том же попеле заражается червь, и опернатееть, и потом та же
птица бываеть едина, более того плода нет той птици, 500 бо лет живеть. А
посреди моего царства идеть река Едем из рая, в той реце емлють драгии
камень акинф и самфир, и памфир, и измарагд, сардик и аспид, тверд же и
аки угль горящь. Есть камень кармакаул, той же камень господин всем
камением драгим, в нощи же свеЬтить, аки огнь горить. Есть у мене земля, в
ней же трава, ея же всяк зверь 6егаеть, а нет в моей земли ни татя, ни
разбойника, ни завидлива человека, занеже моя земля полна всякого
богатьства. А нет в моей земли ни ужа, ни жабы, ни змеи, а хотя и воидеть,
ту и умреть. Есть у мене земля, в ней же ражается перець, вей люди по то
ходять. Опроче всех есть у нас море песочное езеро, да николи же не стоить
на едином месте; отколе ветр потянеть, ино поидеть вал, и восходять те
валы на брег за 300 верст. Того же моря не преходить никаков человек, ни
кораблем, ни которым промыслом. И за тем морем не ведает никаков человек,
есть ли тамо люди, нет ли, и с того моря в нашю землю текут рекы многи, в
них же рыбы сладки, и посторонь того моря за 3 дни суть горы высокы, от
них же течеть река каменна, валится камение великое и малое по себе 3 дни.
Идет же то камение в нашю землю в то море песочное, и покрывають валове
моря того и. Близ тоя рекы едино днище есть горы пусты высокы, их же верха
человеку не мощно дозрети, и с тех гор течеть река под землею не велика;
но во едино время разступается земля над рекою тою, и кто узрев да борзо
воскочить в реку ту, того ради да бы ся о нем земля не соступи, а что
похватить и вынесеть борзо, оже камень, той драгии камень видится, а яже
песок похватить, то великы женчюг возмется. Та же река течеть в великую
реку, люди же тоя земли ходять на устье рекы, а емлють драгыи камень четьи
и женчюг, а кормять свои дети сырыми рыбами, и понирають в реку ту иныя на
3 месяци, а иныя на 4-ре месяци, ищуть камения драгаго. За тою рекою едино
днище есть горы высокы и толсты, не лзе на них человеку зрети. И с тех гор
пылаеть огнь по многым местом, и в том огни живуть черви, а безо огня не
могуть жити, аки рыбы без воды, и те черви точать ис себе нити аки шиду, и
в тех нитех наши жены делають нам порты, и те порты коли ся изрудять,
водою их не мьють, вергуть их в огнь, и како разгорятся, ини чисти будуть.
Есть у мене во иной стране звезда именем Лувияарь.
А егда поидем на рать, кому хощем болшеи работе предати, идуть пред
мною и несуть ту 20 крестов и 20 стягов. Те же кресты и стязи велици злати
с драгими каменми и с великыми женчюги зделани, в нощ же светять аки в
день. Те же кресты и стязи идуть на 20-ти колесницах и 6-ти, а у которыя
же колесница служать по 100 тысящь конник, а по 100 тысящь пешие рати
опричь тех, которыя на нас брашно везуть. А коли пойдем к нарочиту месту
на бои, ини несуть пред мною един крест древян, на нем же изображено
господне распятие, того ради да быхом поминали господню страсть и
распятие. Сторонь того креста несуть блюдо злато велико, на нем же едина
земля; на землю зряще, поминает, яко от земля есми создани и паки в землю
пойти имамы. А се с другую страну блюдо несуть другое злато, на нем же
драгии камень и четеи женчюг, на н же зряще величается наше господьство.
Идуть же пред мною 3 проповедници, возгла-шають велиим гласом. Един
вопиеть: «Се есть царь царем, господь господом», а другии вопиеть: «Силою
крестною а божиею благодатью и помощию». А третий вопиеть умилным гласом,
яко от земля есмы сътворени и в землю паки пойти имамы. И пакы же
престанем глаголати. О силе же не глаголю, яко же бо рекох.
Двор у мене имею таков. 5 ден ити около двора моего, в нем же суть
полаты многы златыя и сребреныя и древяни изнутри украшены, аки небо
звёздами, а покровены златом. И в тои полате огнь не горить; аще ли
внесуть, в той час огнь погаснеть. Есть у мене иная полата злата на
осмидесять столпов от чистаго злата, а всякий столп по 3 сажени в
толстоту, а 80 саженей в высоту. В той же полате 50 столпов чистаго злата,
на всех же столпех по драгому камени. Камень самфир имать свет бел, камень
тонпаз аки огнь горить. В той же полате есть столпа два: на едином столпе
камень, имя ему троп, а на другом столпе камень, имя ему кармакаул, в нощи
же светить камень той драгыи, аки день, а в день, аки злато, а оба велики,
аки корчаги. В той же у мене полате огнь не горить; аще внесуть, то борзо
погаснеть; разве бо той огнь горить, иде же идеть из древа негнеющаго, имя
древу тому шлема. Того мира вливають в паникадила и зажигають, ино той
огнь горить, и тем миром в которую версту помажется человек, стар или
молод, боле того не старается,а очи его не болять.Таже полата выше всех
полат. Верху тех полат учинена два яблока златы, в них же вковано по
великому каменю самфиру, того ради, дабы хоробрость наша не оскудела. Суть
бо 4 камени на столпех того ради, дабы потворници не могли чаров творити
над нами. Есть у мене иная полата злата велика, как очима видети, на
столпех златых; два велики камени кармакаул в нощи светять в той же полате
у мене.
А обедають со мною на трапезе по вся дни 12 патриархов, 10 царей, 12
митрополитов, 45 протопопов, 300 попов, 100 диаконов, 50 певцев, 900
крилосников, 365 игуменов, 300 князей; а во зборнои моей церкви служать
300 игуменов да 65, да 50 попов, да 30 диаконов, и обедають со мною; а
столничають у мене и чаши подають 14 царей да 40 королей, да 300 боляр; а
поварню мою ведають два царя да два короля опроче боляр и слуг. Те же цари
и короли быв, да прочь едуть, и иныя приежчають.
А еще у мене лежить апостол Фома.
Есть у мене земля, в ней же суть люди, очи у них в челех. Есть у мене
полата злата, в ней же есть зерцало праведное, стоит на 4-рех столпех
златых. Кто зрить в зерцало, той видить своя грехи, яже сътворил от юности
своея. Близ того и другое зерцало црляно. Аще мыслить зло на своего
господаря, ино в зерцале том зримо лице его бледо, аки не живо. А кто
мыслить добро, о осподаре своем, ино лице его в зерцале, зримое, аки
солнце. А во дворе моем церквеи 150, ины сътворены богом, а ины руками
человеческыми.
Сказание об Индийском царстве Перевод Г.М.Прохорова
Я — Иоанн, царь и поп, над царями царь. Под моей властью 3300 царей. Я
поборник по православной вере Христовой. Царство же мое таково: в одну
сторону нужно идти 10 месяцев, а до другой дойти невозможно, потому что
там небо с землею встречается. И живут у меня в одной области немые люди,
а в другой — люди рогатые, а в иной земле — трехногие люди, а другие люди
— девяти сажен, это великаны, а иные люди с четырьмя руками, а иные — с
шестью. И есть у меня земля, где у людей половина тела песья, а половина
человечья. А у других моих людей очи и рот в груди. В иной же моей земле у
людей сверху большие рты, а другие мои люди имеют скотьи ноги. Есть у меня
люди — половина птицы, половина человека, а у других людей головы собачьи.
Родятся в моем царстве звери: слоны, дромадеры, крокодилы и двугорбые
верблюды. Крокодил — лютый зверь: если он, разгневавшись на что-нибудь,
помочится — на древо или на что-либо иное,— тотчас же оно сгорает огнем.
Есть в моей земле петухи, на которых люди ездят. Есть у меня птица ног,
она вьет себе гнездо на 15 дубах. Есть в моем царстве птица феникс; в
новолунье она свивает себе гнездо, приносит с неба огонь, сама сжигает
свое гнездо и сама здесь тоже сгорает. А в этом пепле зарождается червь;
потом он покрывается перьями и становится единственной птицей, другого
плода у этой птицы нет. А живет она 500 лет. Посреди же моего царства
течет из рая река Эдем. В той же реке добывают драгоценные камни: гиацинт,
сапфир, памфир, изумруд, сардоникс и яшму, твердую и как уголь сверкающую.
Есть камень кармакаул; этот камень, — господин всем драгоценным камням,
ночью он светится, как огонь. Есть у меня земля, а в ней трава, которую
всякий зверь избегает. И нет в моей стране ни вора, ни разбойника, ни
завистливого человека, потому что земля моя полна всякого богатства. И нет
в моей земле ни ужа, ни жабы, ни змеи, а если и появляются, сразу умирают.
Есть у меня земля, где родится перец; за ним все люди ходят. Помимо же
всего прочего есть у нас песчаное море. Оно никогда не стоит на одном
месте: откуда подует ветер, оттуда идет вал; и находят те валы на берег за
300 верст. Этого моря не может перейти никакой человек — ни на корабле, ни
иначе как. А есть ли за тем морем люди или нет — никто не знает. Из этого
моря в нашу землю текут многие реки, в которых водится вкусная рыба. В
стороне от этого моря, в трех днях пути, находятся высокие горы, с которых
течет каменная река: большие и малые камни валятся сами по себе 3 дня.
Идут же те камни в нашу землю, в то море песчаное, и покрывают их валы
этого моря. Вблизи от той реки, на расстоянии одного дня пути, есть
пустынные высокие горы, вершины которых невозможно человеку увидеть. И с
тех гор течет под землею небольшая река. В определенное время земля
расступается над этой рекой, и если кто, увидев это, быстро — так, чтобы
земля над ним не сомкнулась,— прыгнет в ту реку, схватит что попало и
сразу же вынесет, то камень оказывается драгоценным камнем, а песок —
крупным жемчугом. Эта река течет в большую реку; люди той земли ходят на
устье реки и собирают драгоценные камни и отборный жемчуг. А детей своих
они кормят сырыми рыбами. В ту реку ныряют некоторые на три месяца,
некоторые на четыре, — ищут камни драгоценные. В одном дне пути за той
рекой есть высокие и мощные горы, на которые человеку нельзя смотреть. В
этих горах по многим местам пылает огонь, и в том огне живут черви, а без
огня они не могут жить, как рыбы без воды. И те черви точат из себя нити,
как шелк, а из тех нитей наши жены делают нам одежду. И когда. та одежда
загрязнится, водою ее не моют: бросают в огонь; и как только раскалится,
вновь становится чистой. Есть у меня в иной стране звезда именем
Лувияарь.
А если идем на войну, когда хотим кого-нибудь покорить, предо мною
идут и несут 20 крестов и 20 стягов. А кресты те и стяги большие, сделаны
из золота с драгоценными камнями и с крупными жемчужинами, ночью же
светятся, как и днем. Кресты эти и стяги везут на 26 колесницах. А у
каждой колесницы служат по 100 тысяч конников и по 100 тысяч пешего
войска, не считая тех, кто за нами везет пищу. А когда идем к назначенному
месту на бой, другие люди несут предо мною один деревянный крест с
изображением распятия господня, — чтобы мы вспоминали господни страдания
на кресте. Рядом с крестом несут большое золотое блюдо, а на нем — одна
земля: на землю глядя, вспоминаем, что из земли мы созданы и в землю же
уйдем. А с другой стороны несут другое золотое блюдо с драгоценным камнем
на нем и отборным жемчугом: их вид возвеличивает наше государство. И идут
предо мною 3 проповедника, громко восклицая. Один возглашает: «Это — царь
царей, господин господ»; другой продолжает: «Силою крестною, божиею
благодатью и помощью». А третий восклицает умильным голосом, что из земли
мы сотворены и в землю же уйдем. Впрочем, довольно об этом говорить. О
войске же не говорю, так как уже сказал.
Двор у меня таков, что 5 дней надо идти вокруг него. А в нем много
палат золотых, серебряных и деревянных, изнутри украшенных, как небо
звездами, и покрытых золотом. В одной палате огонь не горит; если внесут,
сразу же погаснет. Есть у меня другая палата золотая на восьмидесяти
столбах из чистого золота; а каждый столб по три сажени в ширину и 80
саженей в высоту. В этой палате 50 столбов чистого золота, и на всех
столбах по драгоценному камню: камень сапфир цвета белого и камень топаз
как огонь горит. В той же палате есть два столба, на одном из которых
камень, называемый троп, а на другом камень, называемый кармакаул. Ночью
же светит тот драгоценный камень, как день, а днем — как золото. А оба
велики, как корчаги. В той палате у меня огонь не горит: если внесут, то
быстро погаснет. Только тот огонь горит, который от дерева негниющего. Имя
дереву тому шлема. Миро из этого дерева вливают в паникадила и зажигают;
тот огонь горит. И если тем миром помажется человек какого бы то ни было
возраста, старый или молодой, после того не старится и глаза его не болят.
Та же палата выше всех палат. Вверху тех палат устроены два золотых
яблока, а в них вковано по большому камню сапфиру — для того, чтобы не
оскудела наша храбрость. И четыре камня находятся на столбах для того,
чтобы чародейки не могли чар творить над нами. Есть у меня другая золотая
палата на золотых столбах, столь высокая, сколько можно глазами обозреть;
два больших камня кармакаула ночью светят у меня в той палате.
А обедают со мной за столом каждый день 12 патриархов, 10 царей, 12
митрополитов, 45 протопопов, 300 попов. 100 дьяконов, 50 певцов, 900
клиросников, 365 игуменов, 300 князей. А в соборной моей церкви служат 365
игуменов, 50 попов и 30 дьяконов, и все обедают со мною. А стольничают у
меня и чаши подают 14 царей, 40 королей и 300 бояр. А поварней моей ведают
два царя и два короля, помимо бояр и слуг. Одни цари и короли, побыв,
прочь едут, а иные приезжают. А еще у меня лежат мощи апостола Фомы.
Есть у меня земля, а в ней люди, у которых, очи во лбу. Есть у меня
палата золотая, а в ней — правдивое зеркало; оно стоит на 4-рех золотых
столбах. Кто смотрит в зеркало, тот видит свои грехи, какие сотворил с
юности своей. Вблизи того зеркала есть другое, стеклянное. Если мыслит
кто-нибудь зло на своего господина, то лицо его в том зеркале выглядит
бледным. как будто мертвым. А кто хорошо думает о господине своем, то лицо
его в зеркале сияет, как солнце. А во дворце моем 150 церквей; одни
сотворены богом, а другие человеческими руками.
Источник Изборник (Сборник произведений
литературы Древней Руси). – М.: Худож. лит., 1969. – С.362-368, 746
(прим.) – Сер. «Библиотека всемирной литературы». Подготовка текста
«Скзания об Индийском царстве» и прим.
Г.М.Прохорова.
Комментарий.
Греческое литературное произведение
(XII в.) «Послание» мифического индийского царя-христианина Иоанна
византийскому императору Мануилу попало на Русь в XIII или в XIV в. На
русской почве, видоизменяясь и переплетаясь с другими произведениями, оно
зажило собственной жизнью. В числе других произведений испытала влияние
«Сказания» и былина о Дюке Степановиче. Для читателей русского
средневековья «Сказание об Индийском царстве», очевидно, играло ту же
роль, какую в современной нам литературе играет научная фантастика.
Отрывок первой русской редакции «Сказания» сохранился в составе сербской
«Александрии». Два самых ранних списка «Сказания» (второй половины XV в.)
дают уже вторую его редакцию. Эта редакция и представлена здесь по одному
из этих списков (ГИБ, Кирилло-Белозерское собрание, № 11 — 1088, лл.
198—204); незначительные исправления неясных по смыслу мест сделаны
согласно другому списку (ГБЛ, Волоколамское собрание Московской Духовной
академии, № 309 (667), лл. 1—7). Во всех списках «Сказания», за
исключением положенного здесь в основу Кирилло-Белозерского, текст речи
царя Ивана обрамлен предисловием и заключением. Вот перевод на современный
язык предисловия и заключения по Волоколамскому списку: «Царь греческой
земли Мануил послал своего посла к индийскому царю Ивану, и послал к нему
много даров и повелел послу расспросить о величестве его силы и о всех
чудесах Индийской земли. Дойдя до Индийской земли и отдав дары царю Ивану,
посол попросил его начать говорить. Царь же Иван принял дары с великою
любовью, дал в ответ многие дары и сказал: «Передайте царю своему Мануилу:
если хочешь узнать мою силу и все чудеса моей земли, продай всю свою
греческую землю и приходи ко мне сам послужить у меня; я сделаю тебя
вторым или третьим слугой; а затем ты вернешься в свою землю. Будь ты и в
десять раз выше, не описать тебе на харатье со всеми книжниками твоими
царства моего даже до исхода души твоей. А цены твоего царства не хватит
тебе на харатью, потому что невозможно тебе описать моего царства и всех
чудес моих». Заключение: «И отпустил посла греческого с великою честью и
со многими дарами к царю Мануилу. И после этого других послов не было в
Индийской земле. Богу нашему слава. Аминь».
|
include "downcomm.php"; ?>