Все об Индии!
India.ru
India.ru
 
 


БУДДА ДЖАЯНТИ

©С.В.Величкин «Праздники и обряды Индии»


Этот праздник в честь дня рождения Будды, основателя буддизма - одной из мировых религий. Буддизм, как и джайнизм, явился реакцией на кризис системы ценностей иерархического общества, освященной религией брахманизма. Однако демократическая форма проповеди нового учения обеспечила ему, в отличие от джайнизма, огромный успех среди самых широких слоев индийского населения.

Основатель буддизма принц Сиддхартха родился, как гласит легенда, в день полнолуния индусского месяца Байсакх в 566 г. до н.э. Поэтому Будда Джаянти всегда отмечается в этот день, приходящийся на вторую половину апреля либо первую половину мая. При этом согласно преданию, просветление Будды (526 г. до н.э.), а много лет позже и смерть его (486 г. до н.э.), произошли в тот же день, поэтому фактически в день полнолуния месяца Байсакх отмечаются все три важнейшие события в жизни Будды. Впрочем, супруга Будды Яшодхара, его колесничий Чанна, наиболее преданный ученик Ананда, конь Кантака и даже дерево Бодхи, под которым произошло его просветление, - все они, согласно буддийской традиции, родились в тот же день, в то же время, что и сам Будда. Между прочим, среди буддистов нет единого мнения относительно года рождения и смерти принца Сиддхартхи. Так, по цейлонской традиции, такими годами считаются соответственно 624 и 544 гг. до н.э. Другие определяют эти даты как 563 и 483 гг. или как 623 и 543 гг. до н.э.

Итак, попробуем кратко познакомиться с событиями, связанными с рождением одного из величайших религиозных реформаторов мировой истории, изложенными подробнейшим образом в буддистских текстах.

Отец Сиддхартхи - Шуддходана из клана Сакьев - правил княжеством Капилавастху, находившимся на границе Индии с современным Непалом. Другое имя царевича - Гаутама, представляло собой родовое имя, переходившее по наследству от основателя «гетры» (рода). Буддийские предания утверждают, что величие Будды было предсказано его матери Махамайе во сне: ей привиделся белый слон, держащий в хоботе лотос, входящий в ее чрево. На этом основании было предсказано, что младенцу суждено в зрелом возрасте стать либо покорителем мира, либо великим мудрецом и наставником. В этом последнем случае необходимо, чтобы в юности он увидел четыре символа старости, угасания, смерти и тщетности бытия: старца, больного человека, мертвеца и отшельника. Шуддходана хотел, чтобы сын его, как подобает «кшатрию» (каста воинов), стал великим воителем, и потому решил воспитывать сына во дворце под охраной стражи, которой запрещалось даже упоминать о болезнях, старости и смерти.

Когда Махамайя почувствовала приближение родов, узнаем мы из буддистских текстов, ей захотелось посетить дом отца в Девадахе. Шуддходана, готовый исполнить ее малейший каприз, немедленно приказал разровнять дорогу от Капилавастху до Девадахи и даже распорядился обрызгать ее водой, чтобы во время путешествия ни пыль, ни толчки на ухабах не досаждали царице. Махамайя отправилась к отцу в золоченом паланкине. По дороге в Девадаху она изъявила желание прогуляться в прекрасной цветущей роще в Лумбини. От дерева к дереву шла она, вдыхая прохладу, приносимую легким ветром, покачивавшим ветви. Одна из ветвей, протянувшаяся довольно высоко над землей и усыпанная цветами, особенно понравилась ей. И когда царица потянулась за цветами, ветвь сама наклонилась к ней. В ту же минуту Махамайя родила без всякой боли ребенка, который, в отличие от всех остальных новорожденных, «спрыгнул» на землю и там, где он касался ее, расцветал лотос. Он взглянул на четыре стороны и на четыре полустороны, вверх, вниз и увидел, что все божества и люди признают его верховенство. Он сделал семь шагов к северу, и лотосом отмечено было каждое прикосновение ног его к земле. И воскликнул он: «Я самый возвышенный в мире; я главный в мире; я самый превосходный в мире. После этого меня не ожидает новое рождение».

Вскоре после рождения Сиддхартхи мать его умерла, и ребенок воспитывался ее сестрой Праджапати, ставшей женой Шуддходаны.

С юных лет Сиддхартха отличался рассудительностью, а также чрезвычайной чувствительностью к страданию физическому и духовному. Хотя он немало преуспел в состязаниях по стрельбе из лука и прочих испытаниях силы и ловкости, игры атлетов не занимали его сердца. Излюбленным занятием царевича были прогулки в одиночестве по дворцовым садам, когда он отдавался размышлениям о тайне страдания, пронизывавшего, как ему представлялось, все стороны жизни.

Шуддходана, стремясь избавить сына от этих чуждых воинской натуре черт характера, решил открыть ему глаза на мир наслаждений: по его приказу Сиддхартху день и ночь развлекали музыканты и танцовщицы. Когда и это не помогло, царь устроил его брак с прекрасной Яшодхарой, дочерью одного из знатнейших людей в княжестве, в надежде, что семейные утехи вернут его жизнь в нормальную колею. Однако для царевича женитьба была лишь еще одной цепью оков, которые он так жаждал сбросить. Вскоре после свадьбы он изъявил желание прогуляться по городу и, несмотря на предосторожности, предпринятые Шуддходаной, конечно же, встретил больного человека, старца, катафалк с мертвым телом и, наконец, отшельника. Буддистские тексты утверждают, что это были боги, принявшие оболочку людей, чтобы повернуть царевича лицом к истине.

Вскоре после этой прогулки и встреч, столь потрясших его, Сиддхартха решил посвятить себя поискам разгадки тайны смысла бытия и стать отшельником. Темной ночью он покинул дворец, оставив отца, жену и новорожденного сына, и в сопровождении одного лишь колесничего Чанны отправился на поиски истины.

Вначале Гаутама пытался почерпнуть мудрость из проповедей религиозных наставников - гуру, но разочаровался в них. Затем он подверг себя аскетическим лишениям, однако добился лишь полного истощения, но не духовного просветления. Гаутама начал вновь принимать пищу, и только его твердая решимость доискаться смысла жизни не давала охватившему его отчаянию окончательно взять верх. Вот тогда-то, сидя под деревом Бодхи, погруженный в глубокие размышления, он внезапно достиг просветления и стал Буддой («просветленным»).

В чем же состояла истина, открывшаяся Гаутаме в ту памятную ночь? Часто кредо буддизма формулируют в виде так называемых «четырех возвышенных истин»: страдание присуще жизни; страдание имеет причину; устранение причины страдания ведет к его прекращению; устранение причины страдания достигается праведной жизнью. Вот эту-то праведную жизнь и начал проповедовать Будда, вернувшись в большие города Восточной Индии.

В отличие от брахманов, он в своих проповедях обращался ко всем, без различия кастового, социального и имущественного положения, открыто, на понятном народу языке. Будда отвергал догмат о непогрешимости Вед, санкционирование религией кастового деления общества и превосходства брахманов над остальными людьми, а также резко осуждал принесение в жертву богам животных, что составляло в то время основу ритуалистики брахманизма.

Демократизм новой религии, провозглашавшей, что самый ничтожный из неприкасаемых имеет такие же шансы обрести «нирвану» (избавление от страдания и соединение с богом), как и самый видный из брахманов, талант самого Будды как проповедника обеспечили буддизму колоссальный успех. Не менее важным было обращение к буддизму целого ряда правителей, недовольных укреплением власти брахманов. Ко времени смерти Будды в возрасте 80 лет его учение пустило прочные корни в Восточной Индии.

По-настоящему господствующей религией всей Индии буддизм становится, однако, лишь в эпоху правления императора Ашоки (правил в 268-232 гг. до н.э.), т.е. через три столетия после смерти Будды. Ашока не только утвердил буддизм в огромной империи Маурьев, но и рассылал миссионеров во все соседние страны. Так эта религия стала господствующей на Цейлоне, в Бирме и Центральной Азии. Затем буддизм проник в Китай (I в. н.э.), Корею и Японию (IV в.), Индонезию (V в.), а также в Монголию и Тибет (VIII в.).

В самой Индии, однако, буддизм после первоначальных успехов в соперничестве с джайнизмом и индуизмом (вплоть до IV в. н.э.) вынужден был постепенно уступить место главной религии.

Решающий удар буддизму был нанесен в VIII-IX вв. проповеднической деятельностью виднейшего философа-индуиста Шанкары (788-820 гг.), а с началом мусульманского завоевания он практически исчез с индийской почвы, став религией лишь нескольких малочисленных групп на границе Гималаев. В 1951 г. в Индии насчитывалось немногим более 200 тыс. буддистов, главным образом в Ладакхе и на границах Бутана и Сиккима, из числа представителей народностей тибето-бирманской группы.

Впрочем, перепись 1991 г. показала, что число буддистов возросло до 7 млн. человек. Это объясняется массовым обращением в буддизм членов низших каст и племен, особенно в штате Махараштра. Правда, новообращенные в большинстве своем практически не отступили от прежнего, индусского образа жизни. Кроме того, они представляют собой наиболее отсталые, социально приниженные слои населения.

Все сказанное помогает понять, почему Будда Джаянти правильнее, пожалуй, назвать памятной датой, нежели праздником. Немногочисленные буддисты традиционного толка не играют сколько-нибудь заметной роли в культурной и социальной жизни Индии. Вновь обращенные не знакомы в достаточной мере с традициями и обрядностью этой религии. Поэтому, по сути дела, объявление дня рождения Будды праздником явилось со стороны правительства Индии лишь данью памяти великому индийцу, имя которого занимает видное место в мировой истории.



К началу

  Назад   Дальше  
К списку книг





Все тексты библиотеки Индия.ру были взяты из интернета - из ftp/www архивов открытого доступа или присланы читателями. Если авторы и/или владельцы авторских прав на некоторые из них будут возражать против нахождения произведений в открытом доступе, поставьте нас об этом в известность, и мы НЕМЕДЛЕННО изымем указанные тексты из библиотеки.
 

TopList Rambler's Top100 Rambler's Top100

Copyright © 2000 india.ru Контакты