МАХАВИР ДЖАЯНТИ©С.В.Величкин «Праздники и обряды Индии» Этот праздник, отмечаемый на тринадцатый день светлой половины месяца Чайтх, т.е. в марте-апреле, в честь годовщины со дня рождения основателя джайнизма Махавиры, знакомит нас с еще одной любопытной, своеобразной религией Индии. Джайнизм, как и буддизм, возник в Восточной Индии в VI в. до нашей эры как отражение недовольства в различных слоях индийского общества, прежде всего среди представителей «кшатриев» (воинов), из которой происходит большинство раджей Индии, засильем касты жрецов-брахманов. Поскольку авторитет брахманов основывался на Ведах - сборниках древнейших религиозных текстов, джайнизм, как и буддизм, отверг догмат об их непогрешимости. Махавира родился в 615 году до н.э. (так утверждают сторонники одной джайнистской секты; согласно другой версии, год его рождения - 599 г. до н.э.), то есть раньше Будды, своего современника. Его отцом был правитель княжества Вайшали в государстве Видеха (современный Бихар) Сиддхартха, а матерью - царица Трисала. Существует, впрочем, предание о том, что в действительности его зачала Девананда, супруга некоего брахмана по имени Ришабхадева, однако боги, стремясь предотвратить появление младенца на свет в «скаредном брахманском семействе», перенесли зачатое дитя в чрево кшатрийки Трисалы. Перед рождением ребенка, по преданию, Трисала видела шестнадцать (как считают джайны толка Дигамбара) или четырнадцать (как утверждают джайны толка Шветамбара) снов, имевших значение доброго знамения. Толкователи снов объявили, что ребенку суждено впоследствии стать либо Чакравартином (императором вселенной), либо Тиртханкаром (учителем человечества). Можно вспомнить, что и в случае с Буддой было сделано подобное пророчество, однако, в отличие от отца Будды, Сиддхартха не принял никаких мер, чтобы помешать сыну вырасти «учителем человечества», и предоставил ему право выбора. Ребенок получил имя Вардхамана («взращиватель»), ибо, согласно легенде, благосостояние княжества значительно возросло после его рождения. Уже мальчиком Вардхамана своими героическими подвигами заслужил имя Махавира («великий герой»). В возрасте тридцати лет, однако, он удалился от мирской суеты, став членом секты бродячих проповедников, основанной философом Параванатхой. Однако вскоре он обнаружил, что святые люди не столь строги в соблюдении обетов и аскетизма, сколь ему бы хотелось. Тогда он оставил их и продолжал скитаться в одиночку. В течение двенадцати лет он оставался нищим бродягой, не задерживаясь нигде более ночи. На тринадцатом году, гласит легенда, Вардхамана достиг всеведения под деревом Ашока на холме Парванатха. После этого он стал известен как Джина («победитель кармы» - предначертаний судьбы), откуда и берет начало название религии - «джайнизм» - и ее сторонников - «джайнистов». Более тридцати лет проповедовал Махавира свое учение. Основополагающим моментом доктрины джайнизма является положение о том, что причинение вреда живым существам является величайшим грехом, а строгий аскетизм и отказ от бренной собственности - величайшей добродетелью. За эти тридцать лет многие цари и крупные торговцы приняли проповедовавшуюся веру. Будучи семидесяти двух лет, Махавира почил, находясь в гостях у царя Павапури (современная Патна) Хастипалы и тем самым «разорвал узы рождения, старости и смерти». Джайнисты верят, что Махавира был последним в роду двадцати четырех «учителей человечества» - «тиртханкаров». Исторически подтверждается, однако, лишь существование Махавиры и его непосредственного предшественника Парсванатхи. Остальные двадцать два тиртханкара являются мифическими персонажами, о чем говорят их сказочный рост и по меньшей мере редкое долголетие, приводимое в легендах. Несмотря на отказ от кастовости, джайнизм так и не стал религией масс, хотя и был принят многими представителями военной аристократии и слоя зажиточных торговцев. Этому препятствовала суровость джайнистских принципов соблюдения «ахимсы» (ненасилия). По джайнистским верованиям, человеку лучше получить ранение или даже принять смерть, нежели причинить насилие или боль. Единственное исключение допускается в случае войны, ведущейся в защиту веры. Осуждается не только умышленное насилие, но и причиненное нечаянно: джайнист должен избегать тех действий, которые могли бы привести к насилию. Строгое соблюдение этого положения закрывало перед джайнистами путь к целому ряду профессий. Они не могут заниматься не только охотой и рыбной ловлей, но и обработкой земли - основным занятием простых индийцев, ибо при вспашке могут погибнуть земляные черви. И все же в древности джайнизм получил сравнительно широкое распространение в Индии. А при внуке великого императора Ашоки царе Сампрати, который сделал для этой религии столько же, сколько его дед для буддизма, джайнизм, по утверждениям ряда источников, проник и за ее пределы. Впрочем, подтверждений тому мы не находим ни в одной стране. С XII столетия основным центром джайнизма становится Западная Индия, особенно Гуджарат, где в городе Гирнаре сохранились древние храмы. Это положение сохраняется и по сегодняшний день. В наше время число последователей этой религии составляет более 4 миллионов. Они делятся на сторонников двух основных сект: Дигамбара («облачающихся в небо, воздух») и Шветамбара («облачающихся в белое»). Наиболее фанатичные из приверженцев первого направления полностью отвергают ношение одежды и голыми живут в одиночестве, вдали от людей. Когда этим монахам надо перейти из одного места в другое, их окружает обычно кордон почитателей, прикрывающий «святых людей» от досужих толп. Впрочем, нагота является привилегией кучки избранных - обычные монахи из секты Дигамбара, а также миряне облачаются в обычные для индийцев одежды. Джайнисты относятся, как правило, к числу представителей состоятельных или средних слоев населения, но их праздники лишены веселой атрибутики - процессий, танцев, барабанного боя, изображений богов и т.п. Кроме того, джайнисты не считают веселье подобающим на фоне пронизанной страданием суровой реальности жизни. И праздники их, соответственно, отмечаются молитвами, постом, лишенным пышности паломничеством к святыням и относительно скромным угощением. Это, прежде всего, относится к Махавир Джаянти, который посвящается памяти величайшего аскета Индии. Чтение молитв и поклонение тиртханкарам исчерпывает джайнистскую обрядность в этот день. В Дели основной джайнистский храм Дигамбара находится в начале улицы Чандни-Чоук, напротив Лахорских ворот Красного форта, вместе с уникальным учреждением - птичьей больницей, где лечат больных пернатых. Другой известный джайнистский храм в столице Индии - рядом с храмом Лакшми-Нараяна («Бирла Мандир»).
|