СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА©С.В.Величкин «Праздники и обряды Индии» Это праздник относительно небольшой, но весьма влиятельной в ряде районов Индии христианской общины. Сегодня в Индии проживает около 30 миллионов христиан, главным образом католического толка. В ряде районов страны (Гоа, Керала, Мизорам, Нагаленд) христиане составляют весьма значительную часть населения и играют важную роль в социально-политической жизни. Особенно широким является их участие в системах образования и здравоохранения Индии, вооруженных силах и науке. Прежде чем говорить о Страстной пятнице, следует заметить, что большинство наиболее значительных обрядов христианства связано с событиями последних восьми дней жизни основателя этой религии Иисуса Христа. Евангелие рассказывает нам очень мало о первых тридцати годах жизни Христа. Существуют легенды о посещении им Индии. Затем он не появляется в родной провинции Галилея в качестве проповедника, обретшего в течение трех лет множество сторонников, считавших его «мессией» (спасителем), обещанным некогда евреям. Именно тогда Иисус решил отправиться в столицу Иудеи - священный город Иерусалим, место пребывания всемогущего римского губернатора Понтия Пилата. В столице проповедника встретили восторженные толпы, видевшие в нем долгожданного мессию. Нашлись люди, провозгласившие его царем евреев, которому судьбой предназначено покончить с римским господством. Христа хотели короновать. Все это вызвало недовольство верховного жреца и других представителей высшего иудейского духовенства. В их представлении идея мессии - могущественного царя - воителя из знатной иерусалимской семьи, обращающего в бегство римские легионы одним своим видом - на коне и с мечом в руках, - не вязалась со скромно одетым сыном плотника, въехавшим в столицу верхом на осле. Когда же ведомая Иисусом толпа изгнала денежных менял и торговцев голубями из священного храма, а сам молодой пришелец заявил, что жрецы обратили дом Отца Его в воровской притон, судьба его была решена. Верховный жрец и его приближенные были весьма заинтересованы в продолжении оживленной коммерции в храме: каждый пилигрим, являвшийся в храм, обязан был принести в жертву животных или птицу, которых следовало приобрести здесь же. Если учесть масштабы паломничества, а также широту его географического охвата, т.е. размах операций по обмену приносимой пилигримами с собой валюты на местную, становится ясным, как велики были доходы храмовой иерархии, получаемые ей в виде процента с оборота описанных сделок. Реакция жреца была быстрой. Один из двенадцати учеников Христа Иуда, гласит предание, был подкуплен за тридцать сребреников. Той ночью после тайной вечери - трапезы с учениками и друзьями - Иисус отправился воздать молитвы в отдаленный Гефсиманский сад на окраине города. Евангелие утверждает, что проповедник знал о том, что будет, и даже оставил в саду несколько капель крови, выступивших на лице его вместо пота. Немного погодя, в сад явился Иуда с солдатами. Последовал предательский поцелуй, и Иисус оказался под стражей. Наутро его привели пред очи губернатора Понтия Пилата, которому были переданы показания нанятых жрецами свидетелей, уличавших Христа в бунте и подстрекательстве. У ворот зала суда бесновалась толпа, также нанятая жрецами, требуя крови Иисуса. Хотя Пилат не усмотрел в действиях молодого проповедника никакой вины, вердикт, вынесенный им, гласил: смерть путем распятия на кресте. По преданию, Пилат очистил свою совесть тем, что вымыл руки после вынесения несправедливого приговора. В сопровождении толпы солдат и городских обывателей, насмехавшихся теперь над тем, кого они лишь пять дней назад превозносили как царя евреев, пронес Иисус тяжелый крест, на котором его должны были распять, на гору Голгофу. Здесь и состоялась казнь, после которой он был похоронен. Однако, согласно христианским верованиям, на третий день Христос воскрес, явился многим из своих учеников, обратившись к ним с последним напутствием относительно того, как им следует жить в дальнейшем и проповедовать его учение, а затем вознесся на небеса в своей телесной оболочке. С этими событиями, описанными в Евангелии, связан целый ряд христианских праздников. Так, Вербное воскресенье празднуется в память о триумфальном вступлении Иисуса в Иерусалим и храм города. С легендой о тайной вечере - последней трапезе Христа со своими учениками - связаны праздник Великий (чистый) четверг и один из центральных догматов христианской веры - таинство святого причастия. Страстная пятница - день траура в память о распятии Иисуса Христа. В этот день в католических соборах не звонят колокола, но службы проводятся. В три часа пополудни, когда, как гласит предание, Иисус в муках скончался, совершается церемония в память снятия тела с креста. Последователи некоторых толков христианства, по случаю траура в черных одеждах, устраивают процессии с изображением усопшего Христа, завершающиеся его погребением. Страстная пятница - день поста. Следующая за ней суббота обычно проходит тихо, без каких-либо праздничных или траурных церемоний.
|