РОЖДЕСТВО©С.В.Величкин «Праздники и обряды Индии» Христианский праздник в честь рождения основателя религии Иисуса Христа - бесспорно, самый веселый из праздников этой общины. В период британского владычества он играл значительную роль во всей Индии: десять дней с сочельника и до первых дней нового года были выходными, и декабрь в силу этого являлся месяцем, на который приходилось больше всего покупок в семьях жителей индийских городов. После провозглашения независимости официальная значимость праздника резко упала, однако традиция, заложенная англичанами, остается - прежде всего в больших городах Индии. Здесь не только христиане, но и представители других верований считают Рождество временем обмена поздравлениями, добрыми пожеланиями и покупок в магазинах. Нарядившись в лучшие костюмы, христиане наносят визиты друзьям и родственникам. В праздничный убор наряжаются улицы и рынки, в соборах проводятся полуночные мессы. Основные черты празднования Рождества католиками, следующими европейским обычаям, знакомы тем, кому доводилось видеть этот праздник на Западе: те же танцы, песни, елки, неизменный Санта Клаус (Дед Мороз). И взрослые, и дети старательно мастерят кукол и декорации на известные библейские сюжеты: пастыри с их стадами, старый Иосиф, юная дева Мария, младенец Иисус в колыбели, парящие на невидимых нитях в усыпанном звездами небе ангелы и трое мудрых мужей у самого горизонта - араб на верблюде, перс на коне и индийский раджа верхом на слоне. Ночь заполнена пением коляд, танцами и приготовлением рождественского стола. Наступающий вслед за этим день заполнен визитами к друзьям, родственникам и проходит за праздничным столом. Широко распространилась в Индии и практика рассылки к Рождеству праздничных открыток, продающихся в эти дни повсюду. Все описанные обычаи завезены европейцами и бытуют среди христиан практически по всей Индии, однако любопытные особенности празднования Рождества сохранились с допортугальских времен среди христиан-приверженцев сирийской православной церкви. Те из них, кто победнее и не может позволить себе отметить Рождество по-европейски, готовят к не слишком обильной трапезе пирожные из рисовой муки. Здесь не рассылаются рождественские открытки. Лишь в дома, где носят траур, принято посылать домашние пирожные. Некоторые представители этой общины в дни Пришествия (с первого дня декабря до сочельника) не едят мяса. Наконец, не все они празднуют Рождество 25 декабря. Многие несториане, которых немало в центральной Керале, отмечают его 7 января, как и в русской православной церкви. Тут, пожалуй, уместно, наконец, поговорить о происхождении этого праздника. Ранние христиане не праздновали дня рождения Христа. Известно, что в первые десятилетия своего существования сторонники этой религии жестоко преследовались, а потому обряды совершались в сугубой тайне. Открытое исповедание христианства было чревато серьезными последствиями, включая риск гибели. В этих условиях события, связанные с жизнью Христа, отмечались постом, молитвами и очистительными обрядами, но уж никак не веселыми публичными торжествами. После обращения (IV в. н.э.) в христианство императора Константина религия нескольких тайных сект, разбросанных по обширной территории Римской империи, стала верой огромных масс людей в Европе, Западной Азии и Северной Африке. В этой связи возникла необходимость в проведении всенародных празднеств. Тогда и было решено ежегодно праздновать подобающим образом день рождения Христа. Обнаружилось, однако, что различные группы христиан отмечают его в разные дни. 6 января, 19 апреля, 20 мая, 17 ноября и 25 декабря - все эти даты назывались в качестве дня рождения Христа. Однако, к V веку н.э. повсюду на Западе праздник стал отмечаться 25 декабря. Постепенно эта практика распространилась и на Востоке. При выборе даты и ее утверждении в ритуалистике христианства сыграло роль то обстоятельство, что зимнее солнцестояние с незапамятных времен было периодом празднеств для народов Центральной и Северной Европы, и при их обращении в христианство церковь, учитывая естественную инерцию прежних обычаев, не стала добиваться запрета этих празднеств, но попыталась заменить дохристианские предания, лежавшие в их основе, мифологией христианства. В 1852 г. юлианский календарь почти повсеместно был заменен в Европе григорианским. Те же, кто по-прежнему следует юлианскому счету дней, например, керальские несториане, как говорилось выше, празднуют Рождество 7 января (разница между двумя календарями в прошлом столетии составляла 13 дней).
|