НОВЫЙ ГОД©С.В.Величкин «Праздники и обряды Индии» Описанием встречи индийцами Нового года мы решили завершить настоящую работу. С одной стороны, этот древний праздник, отмечаемый во всем мире, напоминает нам о безусловной общности основных путей развития культуры в, казалось бы, весьма отдаленных друг от друга уголках планеты. С другой, именно этот праздник являет нам пример бесконечного многообразия традиций, обрядов, обычаев, возникших в процессе многотысячелетней эволюции человечества от первобытных верований к высотам современной цивилизации. По-видимому, всем известно, что точное определение продолжительности года по солнечному календарю - 365 дней 5 часов 48 минут и 46 секунд - сравнительно недавнее достижение астрономии. В Индии, однако, действует не один, а несколько календарей, и в каждой системе летосчисления, согласно которой определяется время празднования встречи Нового года, накопилось немало неточностей. При беглом взгляде на индийскую историю возникает впечатление, что каждый индусский правитель в древности и средневековье основывал собственную «эру», усматривая в этом простой способ увековечить свое имя. Однако большинство «эр» не сумело пережить соответствующие династии. Тем не менее, в различных районах страны сохраняются многообразные «эры», создавая разнобой в праздновании Нового года. При этом необходимо подчеркнуть, что даже те, кто следуют одному и тому же календарю, начинают счет дней Нового года в разные месяцы: кто с месяца Чайтра, а кто с месяцев Картик, Асарха или Байсакха. В Европе Новый год принято отмечать в ночь с 31 декабря на 1 января по григорианскому календарю. В Индии этот календарь был введен англичанами и на протяжении всего их правления оставался практически единственным официальным календарем. Таковым остается он и сейчас. В период британского владычества 1 января официально считалось праздничным днем по всей Индии и завершало рождественские празднества, будучи их восьмым днем. В наши дни Новый год по григорианскому календарю отмечается главным образом христианами. В этот день в церквях звонят колокола, а в портах международного значения - Мумбаи (Бомбее), Калькутте, Ченнаи (Мадрасе) и Кочине - ровно в полночь теплоходные сирены возвещают начало нового года. Как и у нас, предновогодняя почта заполнена поздравительными открытками, адресованными родственникам и друзьям. При встрече люди приветствуют друг друга: «С Новым годом!». Точно так же принимаются категорические решения бросить в предстоящем году курить, пить джин или «бханг», жевать бетель и вообще «начать новую жизнь», которые впоследствии с тем же успехом не претворяются в жизнь. В глазах христиан Новый год надлежит праздновать за семейным столом. Однако некоторые организации в Индии устраивают новогодние балы и обеды. В полночь танцы прерываются, и церемониймейстер объявляет о наступлении Нового года. До британского завоевания, да и при англичанах, в Индии, особенно в Махараштре и на юге, был широко распространен лунно-солнечный календарь эры Шака. С провозглашением независимости в стране стала ощущаться потребность в солнечном календаре, и в 1957 г. правительство приняло в качестве такового счет Шака с некоторыми изменениями. Год календаря Шака начинается с первого дня месяца Чайтра, соответствующего 22 марта в обычные годы и 21 - в високосные. Таким образом, согласно национальному индийскому календарю, Новый год начинается в день весеннего равноденствия, как и в ряде других районов мира, например, в Иране. Эра Шака «моложе» христианской: 21 марта 1992 г. соответствует 1 Чайтра 1914 г. Шака. Происхождение этого летосчисления связывают с началом правления царя Саливахана, который, как повествует летопись, убил правителя легендарного города Удджайна, захватив его трон. Легенда говорит, что Саливахана родился уже таким же взрослым, как его мать. Убитого им царя, согласно одним легендам, звали Викрамадитья, согласно другим - Сомакрант. Как бы ни звали жертву, обе версии едины в том, что злополучный царь знал из полученного во сне предсказания, что ему уготована гибель от руки человека одного возраста со своей матерью. Он решил принять превентивные меры и разослал по всему миру шпионов, приказав им обнаружить такого человека. Один из сыщиков доложил, что видел мальчика, игравшего с девочкой его лет, которую называли его матерью. Царь сам отправился в указанное место. Он предложил мальчику сразиться с ним один на один и, разумеется, был побежден и убит. Победителем был Саливахана, которому суждено было войти под этим именем в историю. До того как правительство Индии объявило календарь Шака официальным, он был лунным с дополнительными днями, помогавшими добиться соответствия месяцев временам года. До сих пор кое-кто из среды ортодоксальных индусов ведет счет по-старому и в результате отмечает некоторые праздники в иные дни, нежели объявленные правительством. В Махараштре, бывшей некогда, согласно легенде, царством Саливахана, новогодний праздник называется «Гуди парва» («сначала знамя»). Основная церемония на нем - поднятие шелкового с золотом знамени на длинном шесте и оказание ему почестей, что, по-видимому, является напоминанием о древней церемонии водружения флага. Отмечается «Гуди парва» в первый день месяца Чайтра, однако по старому, а не по национальному календарю. В штате Андхра-Прадеш Новый год называется Угади, что означает «начало юги» (эры) и отмечается обычно праздничной трапезой. Другой важный новогодний церемониал жителей Андхры (народ телугу) носит название «Панчанга шравана» («слушание календаря»). Человек, хорошо разбирающийся в астрологии, объясняет собравшимся, какие из дней нового календаря являются благоприятными и неблагоприятными, какие дни наиболее способствуют коммерческим сделкам, в какой месяц лучше всего заключать браки и т.п. Поскольку считается, что события и поведение человека в этот день будут определять течение всего года, в первый день Нового года всякий старается быть веселым, избегает проявлений злости, недоброжелательности и делает лишь самые приятные вещи. И, конечно, вряд ли стоит добавлять, что Новый год немыслим без обновления гардероба. Телугу считают этот день благоприятным для новой инициативы, особенно в деловых и коммерческих вопросах. В Гуджарате и ряде районов Севера страны принято летосчисление Викрам, начинающееся, как это видно из названия, с первого года царствования царя Викрамадитьи. Историки, как правило, считают, что Викрамадитьей называли Чандрагупту Второго, правившего в IV-V вв. н.э. Однако эра Викрам «старше» христианской. Это несоответствие так и остается до конца не разъясненным. Установлено, что примерно до девятого столетия это летосчисление носило название «Самват» (год), а его связь с именем Викрамадитьи возникла позднее. Год Викрам начинается с месяца Картик, приходящегося на октябрь-ноябрь, что совпадает с празднованием Дивали. Как Вы уже знаете, этот праздник включает замену старых конторских книг новыми, ремонт и уборку жилищ и контор и т.п. - типичные новогодние хлопоты. Эра Коллам распространена главным образом в Керале. По преданию, она начинается с того дня, когда легендарный Парашурама освободил землю Кералы из-под власти моря. Эта эра включает несколько циклов продолжительностью тысяча лет каждый. Три из них уже миновали, и в настоящее время мы переживаем четвертый. Однако нынешний цикл уже прошел тысячелетнюю отметку, и 1992 год, скажем, соответствует году Коллам 1167/1168. Месяцы года Коллам строятся по солнечному календарю и называются двенадцатью знаками Зодиака. Вишу - день Нового года - отмечается на второй день месяца Медом (Овен, или «меша» - на хинди), когда Солнце, как считается, входит в соответствующий знак Зодиака. С Вишу связан обряд «кани» - приготовления за ночь предмета, считающегося хорошей приметой, на который при пробуждении утром первого новогоднего дня неизбежно упал бы взгляд каждого члена семьи, что обеспечило бы ему удачу в течение всего года. Обычно «кани» готовится у восточной стены лучшей комнаты в доме. Другой интересный момент празднования Нового года по календарю Коллам - раздача подарков: богатыми - бедным родственникам и слугам, старшими в семье - более молодым и детям. Считается, что в течение года удача не будет покидать человека, если он получит подарок в день Вишу. Те же, кто приносят дар, также будут отмечены судьбой, ибо им воздается в тысячекратном размере. Принятие подарков носит название «Вишу кунитам» - простирание руки за Вишу. Часть парсов - потомков древних переселенцев-огнепоклонников из Ирана, придерживающихся религии зороастризма, - следует фаслийскому календарю, согласно которому Новый год начинается в день весеннего солнцестояния. Празднование парсами Нового года уходит корнями в далекое прошлое, во времена легендарного персидского царя Джамшеда, создавшего вино и систематизировавшего календарь. Он ввел в персидский календарь счет по солнечным месяцам и установил в качестве начала года вхождение Солнца в знак Овена. Этот день, получивший название «Навроз» или «Джамшед Навроз», отмечался в Древней Персии пышными пирами с обильными возлияниями вина и, вероятно, в те времена был важнейшим праздником. Даже после завоевания Персии арабами и введения ими лунного календаря многие цари продолжали праздновать Навроз. При этом шииты считали этот день также днем коронации Али. Отмечали Джамшед Навроз в Индии и могольские падишахи: в период правления Акбара, Джахангира и Шах-Джахана он был одним из важнейших праздников императора и знати. Существовал обычай взвешивания императора по этому случаю в золоте и серебре для последующей раздачи их бедноте. (Сейчас так иногда поступают в отношении крупных политических деятелей). Акбар ввел в практику праздничную распродажу при дворе дорогих безделушек дамам сераля и самому императору. В роли торговок выступали девушки из знатных семейств, в роли покупателей - их отцы и матери. Эта игра в ярмарку, по свидетельству современников, составляла одну из наиболее веселых забав придворной знати и славилась невинными шалостями, которые позволяли себе « "девушки-продавщицы" с императором и его фаворитами, взвинчивая цены и отчаянно торгуясь с всемогущими покупателями. Аурангзеб прекратил эту забаву и даже вовсе запретил отмечать Навроз как исламский праздник вообще и несуннитский, в частности. Представители более ортодоксальных парсийских верований, однако, отмечают приход Нового года, называемого Патети, в сентябре, после того как дующие с юго-запада муссонные ветры утрачивают свою неистовость. Парсам свойственно отмечать Патети, как и все праздники, ношением нарядных одежд, совершением молитв в храмах, обменом поздравлениями, раздачей милостыни и обильными трапезами, устраиваемыми в семейном кругу или в городских садах. Те из вас, кому приходилось общаться с бенгальцами, наверняка подметили особенность их произношения: замену звука «в» звуком «б». Поэтому санскритское название Нового года «Нава варша» звучит по-бенгальски «Наба барша». В Бенгалии принято летосчисление эры Бенгали сан, происхождение которой восходит к 594 г. н.э. Летосчисление здесь ведется по солнечному календарю, и Новый год начинается с весеннего солнцестояния, однако праздник приходится не на 21 или 22 марта, а на середину апреля - вследствие погрешностей, накопившихся в счете в течение веков. Важная черта бенгальского Нового года - Прабхат пхери (процессии на заре), сопровождаемые музыкой и танцами. Хорошей приметой считается принять омовение ранним утром первого дня Нового года. Полы в домах украшены разноцветными рисунками, выполненными рисовой мукой. Это искусство украшения пола носит в Бенгалии название «Аллана». Как и в других местах, праздник предполагает ношение новых одежд и устройство пышного пиршества. Перечисленными праздниками не исчерпывается все многообразие новогодних традиций, бытующих в Индии. До сих пор среди некоторых групп населения жизнь течет по полузабытым календарям древних эпох. Кроме того, многие индийцы придерживаются летосчислений, о которых мы говорили выше, но начинают Новый год в иные дни. Например, для пенджабцев он наступает в первый день месяца Байсакх. Для некоторых других жителей страны - в месяц Асарха (июнь-июль). Кашмирский новый год по календарю Саптарши начинается в весеннее солнцестояние, а ламаистский, называемый в Ладакхе «мела лосар», празднуется в декабре. Наконец, в Ассаме Новый год - Гору - отмечается в апреле-мае как праздник в честь домашнего скота: животных ласкают и кормят гуром (тростниковым сахаром) и другими лакомствами. Такова бесконечная многоцветная гирлянда индийских праздников, лишь отдельные, наиболее существенные звенья которой мы предложили Вашему вниманию. Пусть это беглое знакомство поможет Вам лучше проникнуться духом многообразной культуры великого индийского народа, понять сложную повседневность его будней, которую ныне он стремится преодолеть не только в забытьи нечастого и преходящего праздничного ликования, но и в борьбе за счастливое будущее.
|