Общие сведения о языке
Слово «санскрит»
восходит к глагольному корню
«кри»
и состоит из образованной от него
словоформы «крита»
собственно, пассивного
причастия прошедшего времени, и приставки
«сам»
со значением совместности,
совокупности, целостного единства
элементов объекта или моментов протекания
действия. Таким образом, название может
быть трактуемо в семантическом диапазоне
с-деланного, со-зданного, со-вершенного (русское:
вершить, то есть делать что то, производить,
являть какое-либо со-бытие, поступать, та же семантика активного
творческого начала; релевантное как факт,
продуктивный результат целенаправленого
действия, сравните: латинское: perfectum «совершенное» от
per-facio) и даже, в
некотором смысле, как искусственного.
Определение «совершенного»
санскрит получил в результате
всеобъемлющей кодификации системы языка,
предпринятой древнеиндийским
грамматистом Панини
в
его труде "Аштядхьяьи" ,
где "аштьау"
(восемь),
плюс существительное «адхьяи» (производное от приставки
+
(ход,
в том числе "ход прямо" в шахматах;
в форме женского рода на долгое "и")
из глагольного
корня
«идти» = «изучать», "проходить курс")
урок, курс, отрезок дидактического
материала. То есть «Восемь уроков». В
русской санскритологии это произведение
традиционно переводится как «Восьмикнижие».
Представляет собой восемь разделов,
общим объёмом в 3981
сутр
(нить,
изречение, грамматическое правило) или элементарных правил,
предназначенных для заучивания наизусть,
чему способствовала их предельная
краткость и лаконичность, достигавшаяся с помощью специально
созданной системы кодировки языковых
явлений санскрита. Следует сказать, что
устная ориентированность
лингвистического образования Древней
Индии связана с универсальной для
индийской культуры традицией
непосредственного общения ученика и
учителя и почитания авторитета наставника.
В ведийскую эпоху индийская цивилизация
не знала письменности, поэтому только
устная передача сакрального знания была
единственно возможной и допустимой в
смысле чрезвычайной ограниченности круга
посвященных в него людей. В результате
чего, именно устная консервация научных и
иных достижений оказывалась наиболее
оптимальной и надёжной.
Первые
системы письма появились в Индии не ранее
3-го века до нашей эры: алфавит "Кхароштхи"
был создан на
основе арамейского письма, чтение
осуществлялось справа налево; был
распространён в некоторых областях
Центральной Азии вплоть до 4-го века нашей
эры; алфавит также имел семитскую основу, но с чтением
слева направо, его составление относят,
приблизительно к 500 году до нашей эры,
возможно, занесён в западные регионы
Индии из семитских стран через морские
торговые пути; является родоначальником
всех позднейших алфавитных систем стран
распространения индийской культуры (бирманской,
яванской, сиамской), а также письма
деванагари и тибетского. Для записи
текстов применялись пальмовые листья, в
Кашмире — берёзовая кора. Текст на листьях
вырезался с помощью специального стиля,
затем заполнялся чернилами.
Таким образом, Панини
зафиксировал язык, на котором говорили брахманы северо-западного региона
Индии 4-го века до нашей эры. До этого
момента не представляется возможным
увидеть иные диахронические срезы, кроме
того языкового состояния, которое
представлено языком Вед — ведийским
языком. Вторжение древних ариев на
территорию северо-западной части
полуострова Индостан датируется,
приблизительно, 1700-1400
годами до нашей эры. Возникновение первых
ведических гимнов относят к 1200-1000 годам до нашей эры. Несмотря на
такие жесткие временные рамки, нигде в
тексте Ригведы (самая древняя из Вед) нет
прямых указаний на это событие. Этот факт
объясняется, очевидно, тем, что арийская (то
есть индоиранская; современное название «Иран»
восходит к общему самоназванию арийских
племён
из корня )
экспансия происходила несколькими
этапами, параллельно с активными
языковыми преобразованиями.
Окончательное культурное (древнеиранская
Авеста и древнеиндийские Веды) и языковое
оформление иранская и индийская
цивилизации получили после их распада из
общеиндоиранского, после
состоявшейся миграции арийских племён в
указанных направлениях. Локализация
исконного местопребывания индоиранских (арийских)
этнических групп по свидетельству
языковых контактов с балто-славянскими
и финно-угорскими языками может быть
отнесена к южнорусским степям. Следы их
пребывания — в гидронимах
причерноморского и прикаспийского
регионов. Заключительная миграция
происходила на юго-восток от Каспия, в
область современного Туркменистана,
откуда шло окончательное проникновение на
территории Ирана и Индии.
Одна из ранних волн
индоиранской миграции сохранилась в
горных районах Афганистана, Пакистана и
северо-западной Индии. Языки этих народов
получили название «дардских». По
генетической признакам это языки,
занимающее медиальное положение между
иранскими и индийскими. Ещё у
древнеиндийских авторов находят
упоминания народов «дарада»
,
говорящих на искажённом наречии.
Встречаются они и в античных источниках.
Отличия ведийского
языка от санскрита состоят в следующем:
I. ведийский локализуется в ареале
Западного Панджаба, санскрит — юго-восточнее,
в районе междуречья Ганга и Джамны;
II. санскрит полифункционален (язык
политики, администрации, экономики,
философии и т.д.), в отличие от
монофункциональности сакрального
предназначения языка Вед;
III. ведийский допускает зияние
внутри слова, санскрит обнаруживает
тенденцию к увеличению ряда согласных
между гласными, зияние недопустимо;
IV. в ведийском
церебральные звуки
могут находиться только в середине слов, в
санскрите — в любом положении, и, кроме
того, получают большие сочетательные
возможности;
V. в ведийском имели место
глагольные превербы «ati», «ava»,
«adhi» и другие, которые употреблялись
изолировано от глаголов в любой позиции в
предложении и могли управлять зависимыми
словами; в санскрите они стали глагольными
приставками и положили начало образованию
сложных глагольных и именных основ, а
также служебными словами с падежным
управлением (в итоге, существует две
словарные традиции, собственно
санскритская, когда словарными единицами
выступают все глагольные основы, от
примитивных корней до сложных основ с
несколькими приставками, и ведийская,
когда в словарную статью каждого
простейшего корня включаются его
разнообразные значения в сочетании с
приставками-превербами);
VI. ведийский
характеризуется преимущественно более
развитой модальной системой, в санскрите,
наоборот, более развита система времён;
VII. в классическом санскрите
отчётлива тенденция к именному строю, что,
с одной стороны, сближает его с
синтаксисом дравидийских языков, с другой,
противопоставляет ведущему глагольному
типу предложения в ведийском;
VIII. в санскрите всё более
значительную роль играет инкорпорация (словосложение);
одно сложное слово может достигать
размеров целого предложения в больших
инкорпоративных конструкциях;
IX. санскрит отличается большей
степенью нормированности
В социальном аспекте
санскрит являлся языком привилегированных
сословий кшатриев и брахманов, женщины и
низшие слои общества говорили на
пракритах.
Более
подробная информация о санскитской
грамматике и её существенных особенностях
находится на следующей странице (Продолжение):
©
Константин Военец
|