Индия Ру
India.ru
Санскрит
 
 
 
Общие сведения о языке

Слово «санскрит» восходит к глагольному корню   «кри» и состоит из образованной от него словоформы «крита» собственно, пассивного причастия прошедшего времени, и приставки «сам» со значением совместности, совокупности, целостного единства элементов объекта или моментов протекания действия. Таким образом, название может быть трактуемо в семантическом диапазоне с-деланного, со-зданного, со-вершенного (русское: вершить, то есть делать что то, производить, являть какое-либо со-бытие,  поступать, та же семантика активного творческого начала; релевантное как факт, продуктивный результат целенаправленого действия, сравните: латинское: perfectum «совершенное» от per-facio) и даже, в некотором смысле, как искусственного.   Определение «совершенного»  санскрит получил в результате всеобъемлющей кодификации системы языка, предпринятой древнеиндийским грамматистом Панини в его труде "Аштядхьяьи" , где "аштьау" (восемь), плюс существительное «адхьяи»  (производное от приставки + (ход, в том числе "ход прямо" в шахматах; в форме женского рода на долгое "и") из глагольного корня  «идти» = «изучать», "проходить курс")  урок, курс, отрезок дидактического материала. То есть «Восемь уроков». В русской санскритологии это произведение традиционно переводится как «Восьмикнижие».  Представляет собой восемь разделов,  общим объёмом в  3981 сутр (нить, изречение, грамматическое правило) или элементарных правил, предназначенных для заучивания наизусть, чему способствовала их предельная краткость и лаконичность,  достигавшаяся с помощью специально созданной системы кодировки языковых явлений санскрита. Следует сказать, что устная ориентированность лингвистического образования Древней Индии связана с универсальной для индийской культуры традицией непосредственного общения ученика и учителя и почитания авторитета наставника. В ведийскую эпоху индийская цивилизация не знала письменности, поэтому только устная передача сакрального знания была единственно возможной и допустимой в смысле чрезвычайной ограниченности круга посвященных в него людей. В результате чего, именно устная консервация научных и иных достижений оказывалась наиболее оптимальной и надёжной.

  Первые системы письма появились в Индии не ранее 3-го века до нашей эры: алфавит "Кхароштхи" был создан на основе арамейского письма, чтение осуществлялось справа налево; был распространён в некоторых областях Центральной Азии вплоть до 4-го века нашей эры; алфавит также имел семитскую основу, но с чтением слева направо, его составление относят, приблизительно к 500 году до нашей эры, возможно, занесён в западные регионы Индии из семитских стран через морские торговые пути; является родоначальником всех позднейших алфавитных систем стран распространения индийской культуры (бирманской, яванской, сиамской), а также письма деванагари и тибетского. Для записи текстов применялись пальмовые листья, в Кашмире — берёзовая кора. Текст на листьях  вырезался с помощью специального стиля, затем заполнялся чернилами.

Таким образом, Панини зафиксировал язык, на котором говорили  брахманы северо-западного региона Индии 4-го века до нашей эры. До этого момента не представляется возможным увидеть иные диахронические срезы, кроме того языкового состояния, которое представлено языком Вед — ведийским языком. Вторжение древних ариев на территорию северо-западной части полуострова Индостан датируется, приблизительно,  1700-1400 годами до нашей эры. Возникновение первых ведических гимнов относят к  1200-1000 годам до нашей эры. Несмотря на такие жесткие временные рамки, нигде в тексте Ригведы (самая древняя из Вед) нет прямых указаний на это событие. Этот факт объясняется, очевидно, тем, что арийская (то есть индоиранская; современное название «Иран» восходит к общему самоназванию арийских племён из корня ) экспансия происходила несколькими этапами, параллельно с активными языковыми преобразованиями. Окончательное культурное (древнеиранская Авеста и древнеиндийские Веды) и языковое оформление иранская и индийская цивилизации получили после их распада из общеиндоиранского, после состоявшейся миграции арийских племён в указанных направлениях. Локализация исконного местопребывания индоиранских (арийских) этнических групп по свидетельству языковых контактов с балто-славянскими  и финно-угорскими языками может быть отнесена к южнорусским степям. Следы их пребывания — в гидронимах причерноморского и прикаспийского регионов. Заключительная миграция происходила на юго-восток от Каспия, в область современного Туркменистана, откуда шло окончательное проникновение на территории Ирана и Индии.

Одна из ранних волн индоиранской миграции сохранилась в горных районах Афганистана, Пакистана и северо-западной Индии. Языки этих народов получили название «дардских». По генетической признакам это языки, занимающее медиальное положение между иранскими и индийскими. Ещё у древнеиндийских авторов находят упоминания народов «дарада» , говорящих на искажённом наречии. Встречаются они и в античных источниках.

Отличия ведийского языка от санскрита состоят в следующем: 

I.      ведийский локализуется в ареале Западного Панджаба, санскрит — юго-восточнее, в районе междуречья Ганга и Джамны;

II.      санскрит полифункционален (язык политики, администрации, экономики, философии и т.д.), в отличие от монофункциональности сакрального предназначения языка Вед;

III.      ведийский допускает зияние внутри слова, санскрит обнаруживает тенденцию к увеличению ряда согласных между гласными, зияние недопустимо;

IV.      в ведийском церебральные звуки могут находиться только в середине слов, в санскрите — в любом положении, и, кроме того, получают большие сочетательные возможности;

V.      в ведийском имели место глагольные превербы «ati», «ava», «adhi» и другие, которые употреблялись изолировано от глаголов в любой позиции в предложении и могли управлять зависимыми словами; в санскрите они стали глагольными приставками и положили начало образованию сложных глагольных и именных основ, а также служебными словами с падежным управлением (в итоге, существует две словарные традиции, собственно санскритская, когда словарными единицами выступают все глагольные основы, от примитивных корней до сложных основ с несколькими приставками, и ведийская, когда в словарную статью каждого простейшего корня включаются его разнообразные значения в сочетании с приставками-превербами);

VI.       ведийский характеризуется преимущественно более развитой модальной системой, в санскрите, наоборот, более развита система времён; 

VII.      в классическом санскрите отчётлива тенденция к именному строю, что, с одной стороны, сближает его с синтаксисом дравидийских языков, с другой, противопоставляет ведущему глагольному типу предложения в ведийском;

VIII.      в санскрите всё более значительную роль играет инкорпорация (словосложение); одно сложное слово может достигать размеров целого предложения в больших инкорпоративных конструкциях; 

IX.      санскрит отличается большей степенью нормированности

В социальном аспекте санскрит являлся языком привилегированных сословий кшатриев и брахманов, женщины и низшие слои общества говорили на пракритах.

Более подробная информация о санскитской грамматике и её существенных особенностях находится на следующей странице (Продолжение):

                       


© Константин Военец

 
 
 

 
 

Дорогие Друзья!
Приглашаем Вас принять участие в cоздании сайта www.India.ru
Присылайте свои материалы и впечатления об Индии, и всем что с ней связано.


TopList Rambler's Top100 Rambler's Top100
 
 
Дизайн - Чирков Павел