Все об Индии!
India.ru
India.ru
 
 


СЛАДКИЙ ЯД ВОСТОКА

Страница 3


Множество религиозных течений, религиозных культов и верований, на протяжении веков, существуя параллельно и борясь друг с другом, в результате выкристаллизовались в нечто единое, называемое индуизмом. И это не просто религия, как мы ее понимаем на Западе. Это целая система религиозных, философских, правовых и этических представлений. Может быть, именно потому, что индуизм чрезвычайно многообразен и многосторонен, он и настолько гибок. Во всяком случае, ни в одной стране я не видела такого мирного сосуществования самых разнообразных измов - вишнуизма и брахманизма, джайнизма и сикхизма, буддизма и кришнаизма.

Завезенная европейцами религия - христианство, также нашла свою нишу в среде индуистов. Во многих районах Индии Иисуса Христа почитают наряду с другими богами индуизма. Более того, на юге Индии, в городе Тривандрум, есть храм, посвященный Иисусу.

В то же время индуизм нашел много почитателей в странах - исконных оплотах христианской веры. Особой популярностью различные кришнаистские и вишнуитские течения пользовались в Западной Европе и в США в 70-е годы. Как раз, когда мы были в Индии, увлечение индуизмом, в частности среди американской молодежи, достигло апогея.

Особенно много было поклонников кришнаизма. Как мне кажется, объясняется это тем, что в кришнаизме важное место занимает проповедь любви. Кроме того, в мифах, рассказывающих о жизни Кришну, много любовных сюжетов. Молодость Кришну прошла среди пастухов, и он отличался в любовных играх с пастушками. Некоторые последователи кришнаизма на первый план выдвигают именно эротические аспекты любви, что, конечно, делает это направление индуизма еще более притягательным для части молодежи. В Дели и в меньшей степени в Калькутте я постоянно наталкивалась на группы молодежи, явно не индийцев, но одетых в нечто среднее между одеждой хиппи и индийской национальной одеждой. Они стояли где-нибудь в тени под деревом и распевали "бхаджа" - гимны прославляющие Кришну или "киртан", т.е. просто непрерывно повторяли нараспев его имя. Кришнаиты верят, что, занимаясь этим очень долго, например, целую ночь напролет, человек достигает состояния, когда он ощущает свое единение, слияние с божеством. Этому способствуют и то, что песнопения происходят в помещении, где курятся многочисленные благовония.

Я не пробовала провести всю ночь в песнопениях, но, пробыв даже полчаса в помещении, где зажжено множество лампад с благовониями и курятся специальные палочки, пропитанные благовониями, у меня наступало состояние, похожее на легкое опьянение - все куда-то плыло, голова начинала кружиться, все вокруг становилось мистическим и нереальным. В таком состоянии вполне можно вообразить именно то, что ты хочешь почувствовать.

Интерес к индуизму вообще, и в частности к кришнаизму, несколько снизился в 80-е годы. Но в конце 90-годов опять начал расти. Интересно, что на этот раз появилось много поклонников различных течений индуизма в России и в бывших республиках СССР. И опять-таки особой популярностью пользуется кришнаизм. На интернете есть специальный сайт последователей кришнаизма. По рассказам очевидцев, побывавших в различных кришнаитских центрах в Индии, например в городе Майсур, недалеко от Калькутты, среди адептов этой религии, находящихся в этом центре, около 20% - русские.
Меня лично такие факты не пугают. Я уверена, что не все из тех, кто сегодня увлекается индуизмом, станут адептами этой религии. А если кто-то и станет - ради бога. Извиняюсь за каламбур по столь серьезному поводу. Я всегда считала, что многообразие, в том числе и религиозных убеждений, всегда лучше - однообразия. По-моему, мы, бывшие единообразно советскими, здорово должны были все устать от однообразия.

Но то, что все, кто сегодня изучает индуизм, узнают много нового и интересного - это точно. И этому можно только радоваться. Чем больше контактов между двумя религиями, тем больше шансов, что они взаимно обогатят друг друга.

На протяжении многих веков даже мусульмане (хотя мусульманство также было привнесено в Индию завоевателями), мирно жили бок о бок с индусами. Ситуация резко ухудшилась после получения Индией независимости. Но причины, как в большинстве подобный ситуаций, надо искать в "большой политике" и в игре амбиций политиканов как среди мусульманских, так и среди индийских лидеров. Не забывая и об их "учителях" из стран Европы и Америки. Простые индусы и мусульмане по-прежнему живут чаще всего мирно бок о бок друг с другом.

И в Калькутте мы были не только свидетелями этого, но и видели, насколько индуистская и мусульманские культуры взаимно обогащают друг друга.

Надо сказать, что Бенгалия и, в частности, Калькутта славны своими культурными традициями. Достаточно напомнить, что великий индийский писатель - Рабиндранат Тагор родился в Калькутте и писал на бенгальском языке. Кстати именно Тагор написал слова индийского национального гимна. Очень многие известные индийские писатели, художники, музыканты - выходцы из Калькутты. Причем среди них есть как мусульмане, так и индусы. Калькуттцы очень гордятся этим и стремятся сохранить и приумножить славу города, как своеобразной культурной столицы Индии. В Калькутте, когда мы там жили, постоянно проходили художественные выставки, концерты фольклорной музыки и национальных танцев. Калькутта долгие годы была и основным центром индийской киноиндустрии. Имена некоторых калькуттских кинорежиссеров, например, таких как Сатийаджи Рэй, известны любителям настоящего кино во всем мире.

Последней достопримечательностью Калькутты, о которой мне бы хотелось упомянуть, является мост "Ховра", перекинутый через реку Хугли. Его называют воротами в Калькутту. Этот мост соединяет Калькутту с городом Ховра, находящимся на другой стороне реки и ставшим частью большой Калькутты. Этот мост, даже по европейским масштабам, является очень значительным инженерным сооружением. Его длина 450 метров, а высота - 82 метра. Он строился много лет и был закончен в 1941 году незадолго до того, как англичане покинули Индию. Много лет спустя, в Женеве, я познакомилась и подружилась с молодым англичанином - Тимоти, который изучал у меня в группе русский язык. Как-то мы разговорились о Калькутте. Я поразилась его знаниям этого вообще-то мало кому знакомого и тем более мало кем любимого города.

И тогда он вдруг меня спросил:

- А вы знаете мост через реку Хугли?

- Конечно, - ответила я, - он всегда поражал мое воображение. Огромная металлическая конструкция, металлический монстр ХХ века, возвышающийся над домишками и хибарами, глядя на которые возникает ощущение, что ты еще, по крайней мере, в средневековье. Находясь там, я испытывала своеобразный цивилизационный шок.

- Так он вам нравился или нет? - попытался уточнить Тимоти.

- Когда я оказывалась поблизости от моста, я думала: вот, наверное, что чувствовали французы, с ужасом и в то же время с восторгом смотревшие на Эйфелеву башню, когда завершилось ее строительство в конце 19 века, -уклонилась я от прямого ответа

- Мой дед строил этот мост, - сказал Тимоти.

Он рассказал, что его дед, будучи инженером, много лет провел на строительстве этого моста. Условия жизни и работы были чрезвычайно тяжелыми. Именно от него я узнала, как много индийских рабочих погибло на строительстве этого моста, а до того при строительстве Калькутты. Английским инженерам тоже приходилось несладко. И, тем не менее, по словам Тимоти, его дед навсегда полюбил Индию.
Тогда же я услышала о высказывании Киплинга, поразившего меня своей верностью. "Восток - это яд. Этот яд проникает в кровь человека, попавшего на Восток. Организм или отторгает этот яд, и тогда вы не сможете жить здесь. Или он, проникнув в кровь, становится ее компонентом, неотъемлемой частью. И тогда вы уже никогда не сможете обойтись без него". Вот очень приблизительный перевод того, что я услышала в тот день от Тимоти, который в свою очередь цитировал своего деда.

Неоднократно пыталась я потом отыскать это высказывание в произведениях Киплинга, но безуспешно. Более того, не так давно в той же Женеве я встретила еще одного англичанина - Грэхэма, который оказался прямым потомком Киплинга и у которого сохранилось много документов и рукописей его великого предка. Но он также не смог помочь мне отыскать источник цитаты. А может это вовсе и не цитата? Да и Киплинг ли сказал это? Я так и не нашла ответа на эти вопросы. Но кому бы ни принадлежали эти слова, на мой взгляд, они очень точно передают суть того, что происходит с человеком, попавшим на Восток.

Как-то я решила посмотреть, что есть на русском интернете о Калькутте. Все как будто сговорились перещеголять все того же Киплинга, назвавшего Калькутту "городом ужасающей ночи". Один сайт в заголовок о статье русского журналиста вынес следующую фразу: "Калькутта еще тот гадюшник". Другой сайт, дававший анонс о рассказе то ли американского, то ли английского журналиста - Дэна Симмонса - заинтриговал меня, и я даже нашла рассказ и прочитала его. То, как Дэн Симмонс описывает Калькутту, настолько потрясло меня, что я хочу здесь процитировать несколько строк из начала рассказа:
"Есть места, слишком исполненные зла, чтобы позволить им существовать. Есть города, слишком безнравственные, чтобы испытывать страдания. Калькутта - именно такое место...

До Калькутты я участвовал в маршах мира против ядерного оружия. Теперь я грежу о ядерном грибе, поднимающемся над неким городом...

Город этот - Калькутта. Не могу сказать, чтобы мне были неприятны эти видения.

Есть места, слишком исполненные зла, чтобы позволить им существовать".

Много абсолютно нормальных и хороших людей, совершенно не выносили и не выносят жизни в Индии и тем более в Калькутте. А чаще всего вообще на Востоке. Все их там раздражает и заставляет страдать. Они принадлежат к первой категории людей, о которых говорил Киплинг.

Я явно оказалась принадлежащей к разряду тех людей, для которых яд Востока стал сладким ядом. Этот яд, проникнув в кровь, заставил меня раз и навсегда полюбить Восток, и особенно Индию.


Страницы: 1 | 2 | 3


  Наталья Беглова. Об авторе и книге.


  ЧАСТЬ II. Прогулки по Калькутте


  ЧАСТЬ III. Праздники Индии.


  ЧАСТЬ IV. Поездка в Ориссу.







Все тексты библиотеки Индия.ру были взяты из интернета - из ftp/www архивов открытого доступа или присланы читателями. Если авторы и/или владельцы авторских прав на некоторые из них будут возражать против нахождения произведений в открытом доступе, поставьте нас об этом в известность, и мы НЕМЕДЛЕННО изымем указанные тексты из библиотеки.
 

TopList Rambler's Top100 Rambler's Top100

Copyright © 2000 india.ru Контакты