Праздники ИндииВ Индии множество праздников. И все они очень красочные, по-восточному шумные, каждый по-своему впечатляющий. Индуистские праздники - это сочетание религиозных обрядов и церемоний с музыкальными и танцевальными представлениями. В дни праздников повсюду на улицах можно увидеть всевозможных магов, заклинателей змей, фокусников, жонглеров. В эти дни готовится праздничная еда, покупаются и дарятся подарки, приглашают друг друга в гости. Наибольшее впечатление на меня произвели три индуистских праздника - Холи, Дивали и Дурга Пуджа. Праздник Холи отмечается в феврале - марте. По преданию, в незапамятные времена в Индии жило племя каннибалов. В этом племени была женщина по имени Холика или Путана. Интересно, связано ли употребление в наше время слова "путана" для обозначения представительниц древнейшей профессии с именем этой каннибалки? Во всяком случае, индийская Холика - Путана пожирала не мужчин, а исключительно детей, чем и вызвали гнев богов. Кто знает, может быть, если бы она сосредоточилась на мужчинах, как это делают сегодняшние путаны, и до сих пор бы процветала. А так последовала неминуемая кара и бог Кришна убил ее и спас множество детей от ужасной участи. В индийском пантеоне богов есть своя Путана - злая богиня оспы. Путана предложила младенцу Кришне грудь, полную яда, но Кришна высосал все отравленное молоко, и иссушенная Путана погибла.По другой легенде, объясняющей происхождение праздника Холи, одна женщина должна была постоянно приносить в жертву демону по имени Холика одного за другим своих детей. Один садху - мудрец посоветовал ей в следующий раз, когда явится дракон, обругать его самыми ругательскими словами, которые только найдутся в ее лексиконе. Видимо, она была большим знатоком неформальной лексики, поскольку, услышав ее, дракон упал замертво. Я думаю, что если бы таким способом стало вдруг возможно взаправду расправляться с врагами, то не прошло бы и недели как Россия стала бы единственной супердержавой на этой планете. Правда, если бы по недомыслию русские не изничтожили прежде всего друг друга. В Индии же во время праздника Холи до сих пор разрешается употреблять выражения, которые в обычное время вы редко услышите даже из уст самых отъявленных хулиганов. Итак, в этот день вас могут обругать, к чему мы, русские, во-первых, привычны, а во-вторых, не понимая хинди, урду или бенгали, вы чаще всего и не догадываетесь, что вас обругали. Гораздо хуже то, что вас могут облить подкрашенной водой. Хорошо, если из стакана. Но многие норовят облить друг друга из ведра. Особенно стараются мальчишки. От них вас не спасет ни то, что вы иностранец, ни тем более то, что на вас деловой костюм. В этот день все стараются выходить на улицу в старой одежде, поскольку к концу дня ваш наряд будет расцвечен всеми цветами радуги. Я так и не смогла узнать происхождение этой традиции, но была свидетелем того, как в этот весенний праздник жизнерадостно поливают друг друга подкрашенной водой из ведер, из бутылок, из кувшинов не только в Калькутте, но и в Дели. Вообще это праздник, когда много дурачатся и подшучивают друг над другом, разыгрывают друг друга. В чем-то он схож с праздником, который празднуется в Европе первого апреля и называется "Fool day" ("День дурака"). Второй праздник - это Дурга - Пуджа или Наваратри. Дурга - это Божественная Мать, частица которой присутствует в любом живом существе. Дурга неразлучна с Шивой - верховным божеством индуизма. Но если Шива воплощает идею созидания и разрушения, то Дурга ассоциируется с умом, милосердием, красотой. Без нее невозможно существование Шивы, но и Дурга не может существовать вне Шивы. Шива неподвижен, статичен, неизменен. Дурга же - воплощение Космической Энергии. Она в основе всех изменений, творящихся в этом мире. От нее, в конечном счете, все зависит как в целом на земле, так и в жизни каждого отдельного человека. Неудивительно поэтому, что Дурга - Пуджа - самый почитаемый праздник индуизма, когда Верховному Божеству поклоняются как Матери. Но Дурга и карающая богиня. Она может быть очень коварной и мстительной. Интересно, что о женщинах, когда они злятся, говорят, что это в них проявляется Дурга. Ее обычно изображают восседающей на льве, десятирукой, держащей в каждой руке различное оружие. Этот праздник отмечают два раза в году, когда в природе происходят наиболее значительные изменения: весной, в сентябре - октябре и осенью, в апреле - мае. Праздник длится девять дней. Повсюду возводятся пандалы - возвышения, часто крытые, где помещают сделанные из папье-маше скульптуры богини Дурги. Ее статуи можно увидеть буквально на каждом углу. Чем богаче община, тем больше и красочнее изображение. К подножью пандала каждый желающий может принести подношения - гирлянды цветов, рис, лепешки. Здесь же вы можете прочесть молитвы, тут же музыканты и певцы играют и поют, славя Дургу. В Западной Бенгалии - это самый любимый праздник еще и потому, что в это время вся семья собирается вместе. Мужья, уехавшие на заработки, дети, поселившиеся отдельно, все возвращаются домой. Жители Бенгалии, как правило, целый год откладывают деньги, чтобы достойно отметить этот праздник. Покупается новая одежда, готовится недоступная в обычное время еда. Интересно, что каждый день женщины должны обязательно готовить два определенных блюда, причем каждый день - разные. Приглашаются в гости соседи и родственники, делаются щедрые подношения храмам, щедро раздается милостыня. На десятый день, после окончания праздника, изображения Дурги торжественно несут к реке и пускают по течению. Все ревниво следят, чья статуя дольше всех будет плыть по реке, не перевернувшись. Обитатели общины - победительницы могут рассчитывать на особое благоволение всемогущей богини. И наконец третий праздник - Дипавали или Дивали, что означает "огненная цепочка", "огненная лента". По традиции в дни этого праздника все дома, улицы и площади индийских городов украшаются по вечерам тысячами светильников - "дийас". Дийас зажигают, в честь Лакшми, богини счастья, богатства и процветания. По периметру домов, вдоль тротуаров, на стенах заборов, внутри дворов расставляются металлические плошки, в которых горит масло, чаще всего сезамовое, или, как его чаще называют у нас, кунжутное. Это масло обладает сильным специфическим запахом, который, по преданию, особенно нравится богам. Кроме того, с помощью рисовой муки стены домов покрывают особым орнаментом, который также можно увидеть в дни праздника и на земляных полах домов, а также на тротуарах в городах. Дивали ассоциируется с возрождением жизни и знаменует начало нового года. Его празднуют практически по всей Индии вне зависимости от религиозной принадлежности. Дивали приходится на конец октября - ноябрь и длится три дня. В последнюю ночь праздника в городах устраивается фейерверк и бенгальские огни. Мужья преподносят женам подарки, особенно принято дарить в этот праздник женам драгоценности. Надо сказать, что в Индии покупка драгоценностей до сих пор рассматривается как вложение денег. Кроме того, по тому, какие драгоценности надеты на жене, судят о благосостоянии мужа. Поэтому индийские мужья гораздо охотнее покупают драгоценности своим женам, чем, например, наши. Даже в очень небогатых семьях стараются к этому дню отложить немного денег, чтобы купить хотя бы дешевенькое колечко жене и браслетик дочери. Ювелирные магазины и лавочки в эти дни всегда забиты народом и торгуют далеко за полночь, получая от продаж больше половины своих доходов за год. Еще одна традиция Дивали - это приготовление сладостей. Накануне праздника в Калькутте, забивая все другие запахи, несколько дней пахло имбирем, корицей и другими пряностями. Индийские сладости очень специфические. Я лично их очень люблю. И хотя я научилась готовить многие индийские блюда, но приготовление сладостей осталось для меня непостижимой наукой. Происхождение Дивали объясняют по-разному. Во многих районах Индии его празднуют в ознаменование бракосочетания богини Лакшми с богом Вишну. В Бенгалии этот праздник посвящен богине Кали. Страницы: 1 | 2 | 3
|