Все об Индии!
India.ru
India.ru
 
 


Праздники Индии

Страница 2

Легенда гласит, что боги никак не могли справится с демоном Рактабиджа. Каждая капля его крови при соприкосновении с землей превращалась в его подобие. Спустя несколько минут после того, как тело сраженного демона падало на землю, на поле боя появлялись полчища новых Рактабиджей. В отчаянии боги обратились за помощью к Шиве. Но поскольку Шива был погружен в медитацию, они попросили о помощи его супругу Парвати. Богиня, приняв обличие чернокожей Кали, немедленно вступила в битву с драконом. Чернокожая, с красными глазами, с развевающимися волосами, многорукая, верхом на льв, она одним своим видом внушила ужас дракону. Кали велела богам атаковать дракона, а сама простерла свой язык над землей таким образом, чтобы ни одна капля крови Рактабиджа не упала на землю. Поверженный дракон больше не возродился. Но Кали опьянела от крови дракона. Она носилась по вселенной, убивая каждого, кто бы ни попался ей на пути. Она украсила себя головами, конечностями и внутренними органами (особенно часто ее изображают держащей в одной из рук сердце) своих жертв. Чтобы остановить ее смертоносный бег, Шива бросился под ноги мчавшейся Кали. Кали остановилась, пришла в себя и вновь превратилась в прекрасную и нежную Парвати. При этом, как я поняла, Шиве и в голову не пришло хотя бы пожурить разошедшуюся супругу за тысячи загубленных жизней.

Надо сказать, что у меня создалось впечатление, что боги индуистского пантеона чрезвычайно кровожадны. Во всяком случае все они постоянно кого-то карают. Именно такое впечатление у вас сложится, если в один из праздников - будь то Дивали, Дурга - Пуджа или другой праздник - вы пройдетесь вечером по улицам индийских городов. Повсюду будут раздаваться душераздирающие вопли - со сцен импровизированных театральных площадок, на которых разыгрываются сцены из индийского эпоса, из репродукторов, также транслирующих аналогичные передачи. Орут, вопят, пищат, завывают, визжат наказуемые, караемые, повергаемые, поджариваемые, разрубаемые и т. д. и т. п. Но конечно все рекорды побиваются во время Дивали, когда изображается разбушевавшаяся богиня в образе Кали.

С этим индуистским праздником у меня связаны самые сильные впечатления. И не только потому, что такого количества душераздирающих воплей я не слышала и надеюсь больше не услышать в своей жизни. В последний день празднования Дивали нас пригласил к себе в гости один из знакомых индийских бизнесменов. После ужина зашла речь о традициях, связанных с этим праздником, и мы узнали, что в Калькутте есть храм, посвященный богине Кали. Нам очень захотелось там побывать. Мы никогда до этого не бывали в действующих индуистских храмах. Не то, чтобы это запрещалось, но, поскольку мы не знали правил и традиций поведения в подобных местах, мы не решались этого делать. Наши индийские знакомые явно не были в восторге от нашего предложения отправиться в храм Кали. Доводы против поездки приводились многочисленные: и темно уже на улицах, и храм очень далеко, и передвигаться по улицам сейчас небезопасно. Но как правило, если я уж очень чего-то захочу, то бываю очень красноречивой. Я так убедительно расписала свою мечту побывать в индуистском храме, что наши знакомые сдались, и мы отправились в путь. При этом жены бизнесменов предпочли остаться дома.

Сначала, когда мы оказались на улице, я была поражена красотой увиденного. Весь ночной город, насколько хватало глаз, был расцвечен огнями. Повсюду - вдоль домов, вдоль тротуаров мерцали огоньки светильников. Дома побогаче были в дополнение украшены гирляндами лампочек. Все вокруг мерцало, светилось и растворялось в колыхании этих многочисленных светлячков. Но очень скоро я поняла, почему жены наших друзей благоразумно решили остаться дома.

Передвижение по улице, даже на машине, было сопряжено с большим риском. Было около девяти часов вечера и праздник достиг своего апогея. Я уже писала, что в этот день принято запускать бенгальские огни и фейерверк. Я не знаю этимологию слов бенгальские огни, но в тот вечер я решила, что не иначе как либо бенгальцы их изобретатели, либо огни назвали так, поскольку именно в Бенгалии их особенно любят запускать. Во всяком случае, казалось, что каждый житель Калькутты что-то взрывает или запускает. Повсюду взлетали ракеты, что-то рвалось, что-то свистело или шипело. Всполохи огня вырывались прямо из-под колес. Водитель судорожно бросал машину из стороны в сторону, пытаясь увернуться от очередной запущенной прямо в нашу сторону ракеты. Мы закрыли все окна, но все равно ощущение было не из самых приятных. Особенно когда мы узнали, что статистика смертных и несчастных случаев во время праздника весьма удручающая. Да это и не удивительно, пиротехника в те годы не была столь совершенной как сегодня, а тем более в Индии. К тому же, многие люди победнее покупали пиротехнику очень дешевую и соответствующего качества. Надо еще учитывать и то скопление народа на улицах Калькутты, которое и в обычное время создает проблемы, а уж в праздничный вечер, оно превращаясь в столпотворение - просто "идеальное" место для запуска фейерверка и бенгальских огней. Спокойнее стало только когда мы выехали за пределы города.

Наконец машина остановилась. Мы вышли и пошли по довольно широкой дороге по направлению к темнеющимся впереди воротам. Я узнала, что нынешнее здание было построено в 1809 году на месте древнего храма. Старое название храма - Калигхат. Кстати именно по названию храма, который англичане, обосновавшиеся в этом месте называли на английский манер - Каликата, в итоге был назван и город Калькутта.

Почему в этом месте был построен храм? Легенда гласит, что Сати, вопреки воле своего отца захотела выйти замуж за бога Шиву. Отец не давал своего согласия и тогда отчаявшись, Сати бросилась в жертвенный костер. Узнавший об этом Шива, обезумев от горя, начал танцевать, держа в объятиях тело Сати. Его танец был бесконечен, и чтобы остановить его бог Вишну рассек тело Сати на 50 кусков и разбросал их по свету. Тогда Сати и возродилась в виде богини Умы, а утешившийся Шива прекратил танцевать. Места же, где упали части тела Сати стали святыми. В том месте, где был воздвигнут храм Калигхат, упал палец Сати и с тех пор это место - одно из мест паломничества индусов. Храм посвящен разрушительной ипостаси бога Шивы, олицетворяемой богиней Кали.

Интересно, что с именем Сати связывают и традицию самосожжения вдов на погребальном костре мужа. Этот обычай, который так и называется "сати", начал распространяться в индийском обществе с начала века и постепенно охватил все слои общества, но особенно затронул высшие касты. В принципе, как и все в индуизме, решение о совершении сати должно было быть добровольным. Но хорошо известно, что во многих случаях женщин принуждали к этому акту или они шли на него под давлением родственников, общины. В 1829 году совершение сати было законодательно запрещено в Индии. Однако еще и до сих пор изредка появляются вдруг сообщения, что где-нибудь родственники заставили овдовевшую женщину совершить этот варварский акт. Я не случайно вспомнила об этой традиции именно в храме Кали. И сейчас объясню почему.

От машины до храма идти надо было метров триста. И на протяжении всего этого пути по обеим сторонам дороги высились груды хвороста. Я, естественно, поинтересовалась, зачем столько хвороста около храма. И вот что мы узнали.

По традиции последователи индуизма сжигают тела умерших, а пепел высыпается в реку. Что лежит в основе этой традиции? Индуизм учит, что тело человека состоит из пяти элементов: земли, огня, воды, неба и воздуха. После смерти надо разделить тело человека на исходные элементы. Индусы считают, что когда тело сгорает, все элементы разделяются и это позволяет им потом соединиться вновь. Таким образом, процесс возрождения становится возможным.

Те, чьи останки будут преданы сожжению в храме, да еще в тот день, когда отмечается праздник в честь божества, которому посвящен данный храм, будут особенно счастливы и удачливы в своей следующей жизни. И иногда уже за неделю до начала Дивали к храму, посвященному богине Кали, начинают свозить тела умерших. В течении трех праздничных дней погребальные костры горят днем и ночью и, естественно, хвороста требуется огромное количество, поэтому его постоянно подвозят к храму.


Страницы: 1 | 2 | 3



  Наталья Беглова. Об авторе и книге.


  ЧАСТЬ I. Сладкий яд Востока.


  ЧАСТЬ II. Прогулки по Калькутте


  ЧАСТЬ IV. Поездка в Ориссу.






   В разделе Индийские праздники Вы сможете найти точные даты праздничных дней на ближайшие годы.







Все тексты библиотеки Индия.ру были взяты из интернета - из ftp/www архивов открытого доступа или присланы читателями. Если авторы и/или владельцы авторских прав на некоторые из них будут возражать против нахождения произведений в открытом доступе, поставьте нас об этом в известность, и мы НЕМЕДЛЕННО изымем указанные тексты из библиотеки.
 

TopList Rambler's Top100 Rambler's Top100

Copyright © 2000 india.ru Контакты