Все об Индии!
India.ru
India.ru
 
 


ПОЕЗДКА В ОРИССУ

Страница 2

После ужина мы вернулись в комнату и я все-таки заснула. Проснулась я от каких-то странных звуков. Я прислушалась. Кто-то явно бегал вдоль стены, стуча ноготками по деревянному полу. До боли знакомые звуки.

- Мыши или крысы? - подумала я. - Пожалуй все-таки мыши. Мало мне их в Калькутте, так и здесь бегают. Хотя странно, если бы их не было в этом старом запущенном строении.

Спать расхотелось. И тут мне показалось, что к родному мышиному постукиванию примешиваются еще какие-то звуки. Я откинула москитную сетку, встала и подошла к окну. Было еще довольно темно, и я ничего не увидела, но со стороны пляжа явно раздавался какой-то шум. Что это может быть? Поблизости нет ни дорог, ни жилья. На шум прибоя это не похоже. Я посмотрела на Игоря. Он сладко посапывал. Жалко было его будить. Придется идти одной. Любопытство, как всегда, оказалось сильнее страха. Я быстро оделась, вышла из гостиницы и пошла по направлению к пляжу.

Вокруг ни души - только пальмы, от которых я иногда шарахалась, принимая в темноте маленькие деревья за людей. И вдруг я действительно увидела женскую фигуру, двигавшуюся среди пальм в том же направлении, что и я. Вот еще одна и еще. Вскоре повсюду вокруг себя в полумгле я видела силуэты женщин, шедших к океану. Все это было непонятно и оттого еще более таинственно. Неясный гул все нарастал. Наконец пальмы кончились и я оказалась на берегу океана. То, что я увидела, навсегда врезалось мне в память. Представьте. Совершенно неподвижные серые в полумгле воды океана. Подступающие к океану темные силуэты пальм. И узкая полоска песчаного пляжа вся, насколько хватает глаз, заполненная женскими фигурами. Тысячи женщин, стоявших в ожидании чего-то.

- Странно, одни женщины, - отметила я. - Ни одного мужчины. Что это все может означать?

Мне стало несколько не по себе. Женщины стояли плотной толпой, подступив к кромке воды, но не заходя в нее. Некоторые переговаривались вполголоса (отсюда и тот мерный гул, который я услышала в гостинице). Но большинство стояли молча, напряженно вглядываясь куда-то вперед, туда, где на горизонте темные воды океана сливался с чуть более светлой полоской неба. Напряжение возрастало. Ожидание, особенно когда не знаешь чего собственно ждешь, делалось все более тягостным. Небо постепенно становилось все светлее и светлее. И вдруг из-за горизонта, из-за кромки моря в небо вырвался первый ярко-оранжевый луч солнца. А за ним сразу же в небо врезалось еще несколько желтых, красных и оранжевых спиц.

По берегу пронесся гул. Толпа, как будто вся одновременно вздохнула с облегчением, и в тот же момент двинулась к воде. Женщины входили в воду, кто по колено, кто по грудь, совершали омовение, бормоча что-то при этом и выходили на берег, уступая место следующим. Мне едва удалось вовремя выйти из толпы, чтобы не быть вовлеченной вместе с другими в это, столь раннее, купание в океане. Подобная перспектива мне отнюдь не улыбалась, особенно учитывая мое простуженное состояние. А главное - зачем? Я решила сначала выяснить, что же здесь все-таки происходит, а потом уж принять решение - купаться или не купаться.

Я подошла к группе женщин, которые уже вышли из воды и переодевались в сухие сари на берегу.

- Вы говорите по-английски? - обратилась я к одной из них.

- Нет.

- А вы? - задала я тот же вопрос другой женщине помоложе.

- Немного.

- Скажите, пожалуйста, что здесь делают все эти женщины?

- Совершают омовение.

- А почему только женщины?

- Потому что по поверью женщины, не имеющие детей, должны сегодня здесь войти в воды океана и совершить омовение, принести молитву богине Лакшми.

- Почему Лакшми?

- Это супруга Вишну, она богиня счастья, долголетия, но она же помогает избавиться от бесплодия.

- И вы знаете тех, кому это действительно помогло? - не смогла удержаться я от вопроса.

- Конечно, а зачем бы сюда иначе приезжали женщины со всей Индии? - в голосе женщины явно сквозило удивление столь нелепому вопросу. Она посмотрела на меня с явным осуждением и в свою очередь спросила.

А у вас есть дети?

- Нет, - почему-то испуганно ответила я.

- Тогда что же вы не совершили омовения?

- Я хотела отделаться очевидным ответом: "Я же не знала что тут происходит!" Но почему-то не решилась и сказала неожиданно для самой себя.

- Я сейчас пойду.

- Нет, сейчас уже поздно.

- Почему? - удивилась я.

- Посмотрите, солнце уже взошло, - ответила женщина. - А омовение может иметь силу только если вы совершите его с первыми лучами восходящего солнца.

Надо признаться, что в тот момент я обрадовалась тому, что мне не надо на глазах у всех лезть в холодную воду, а потом еще бежать мокрой до гостиницы. Но позднее, когда прошло несколько лет и несмотря на наше желание иметь детей, их все не было, я стала все чаще возвращаться в мыслях в то предрассветное утро. Я почти утвердилась в убеждении, что капризное индуистское божество разглядело среди тысяч женщин, совершавших таинственный ритуал в тот день на берегу Бенгальского залива одну, которая не сделала этого. Не стало со своего высока разбираться, кто это, да почему она этого не сделала. Оскорбилось. И решило наказать непослушную. Итог? Три года усилий и волнений. Безнадежность советских гинекологических заведений и ужас грязелечебниц в Саки и в Ессентуках. Но поскольку индуистские божества известны не только своей мстительностью, но и непоследовательностью и жалостливостью, то в итоге оно, очевидно, смилостивилось и послало нам в награду чудное чадо - нашу Олесю.

В тот день после завтрака мы поехали в Бхубанешвар - столицу Ориссы. Бхубанешвар можно перевести как "обитель бога" или "властитель мира" (бхубан означает мир, а ишвар бог). Название происходит от эпитета Шивы - Трибхубанешвара - Властитель трех миров. Это один из крупнейших центров шиваизма. Но есть здесь и храмы, посвященные другим богам.

Не случайно этот город называют "столицей храмов Индии". Почти за две тысячи лет - за период с третьего века до нашей эры по шестнадцатый век нашей эры здесь было построено более семи тысяч индуистских храмов. Сегодня сохранилось лишь пятьсот - шестьсот из них. И тем не менее - это очень много. Это в десять раз больше, чем сохранилось церквей в Москве. К тому же, город очень маленький. Чтобы представить наши ощущения, вообразите, что в пределах Садового кольца в Москве вдруг оказалось пятьсот храмов, многие из которых по размерам не уступают храму Василия Блаженного. А ведь не очень давно почти так и было. За более короткий срок, чем индийцы, мы умудрились разрушить большую часть своих уникальных архитектурных памятников. И к тому же в Индии большинство исчезнувших храмов - это результат разрушительной работы времени (ведь многие из разрушенных храмов строились тысячу и более лет назад).

Бхубанешвар - это даже не город, это сплошные храмы. Вернее, есть два города - старый и новый. Новый - обычный современный, в котором располагаются жилые дома и административные здания. Я, естественно, рассказываю о старом городе, которые произвел на меня, да и на каждого, кто там побывал, неизгладимое впечатление. Мы ходили по какой-то сказочной местности, больше напоминавшей лес, в котором вместо деревьев росли храмы. Впечатление еще усугублялось тем, что под ногами вместо асфальта была трава, и там, где не было храмов, росли пальмы. В этом фантастическом лесу вы, едва обойдя один храм, уже видели другой, едва ли не более красивый. Я, поскольку возникли ассоциации с лесом, неожиданно почувствовала то же, что иногда ощущала при сборе грибов, если вдруг вам повезло попасть в грибное место. Сорвала один красавец-подберезовик и видишь - а вон там стоит еще один красавец, а вон еще и еще. И глаза разбегаются, и не терпится бежать к следующему. А вдруг это привиделось, вдруг он исчезнет.

Причем индуистский храм - это не одно здание, а несколько, от двух до четырех соединенных между собой основных зданий и нескольких различных небольших пристроек. Но воспринимаются они как отдельные элементы единого ансамбля. Большая часть основных сооружений, составляющих комплекс храмов в Бхубанешваре имеет форму сильно вытянутой в высоту ребристой ступы со своеобразной нашлепкой наверху. Если продолжить аналогию с грибами, то больше всего они напоминают, на мой взгляд, столь почитаемые на западе и совсем непопулярные у нас сморчки. Особенно этому способствует резьба, покрывающая эти здания.

Все индуистские храмы этого периода выстроены из блоков камня, имеющего розоватый или чаще всего желтоватый оттенок. Со временем, правда, они сильно потемнели и стали коричневыми. Чем старее храм, тем он темнее. Старые храмы, как правило, невысокие - от10 до 20 метров, а построенные позже - гораздо выше.

Конечно, осмотреть все храмы за один день невозможно. Поэтому мы побывали около нескольких самых интересных, а потом просто бродили по этому городу, который в точном соответствии со своим именем, был обителью богов.

Очевидно камень, из которого построены храмы достаточно мягкий, поскольку все они сверху до низу покрыты резьбой. Каждый квадратный сантиметр стены украшен растительным орнаментом, изображениями птиц, змей, животных, людей.

И, конечно, богов. Они повсюду и их множество. Вот со стены на вас несется на льве воинственная Дурга. Вот кружится в своем вечном космическом танце трехглазый Шива, зажав в одной руке трезубец, а в другой чашу, сделанную из черепа. А вот и красавица Сарасвати, нежно улыбается, расчесывая свои длинные волосы.

А вот еще незнакомая нам пара - Кришну с Радхой. Кришна - "Черный", одно из воплощений, аватар Вишну. Его чаще всего изображают со свирелью в руках, поскольку возникновение культа в своих истоках связано с поклонением божествам древних пастушеских племен. Кришнаизм, ставший одним из самостоятельных направлений в индуизме, в последние годы нашел много почитателей и последователей на Западе. Некоторые адепты кришнаизма на первый план выдвигают эротические эмоции. Но это неправильно. Коротко можно сформулировать суть кришнаизма как "бог - это любовь". Идея о необходимости и важности любви типична не только для кришнаизма, но и для индуизма в целом. Но за этим стоит не только и не столько эротика и сексуальность. Любовь детей к родителям и родителей к ребенку, любовь мужчины к женщине, супруги к мужу, слуги к господину, любовь к природе. Причем даже в любви женщины и мужчины на первый план выдвигается нежность, почитание, чистота чувств.

Вот уже знакомый нам бог с головой слоненка - Ганеша. Вот еще один получеловек полузверь - Хануман, изображаемый с головой обезьяны и являющийся символом преданности и верности. Часто изображаются целые сцены из легенд и мифов. Причем, на верхней части храмов скульптурные изображения могут достигать огромный размеров - до десять метров, и поэтому они очень хорошо видны даже снизу. Можно часами ходить вокруг лишь одного храма, рассматривая всю эту красоту.


Страницы: 1 | 2 | 3 | 4



  Наталья Беглова. Об авторе и книге.


  ЧАСТЬ I. Сладкий яд Востока.


  ЧАСТЬ II. Прогулки по Калькутте


  ЧАСТЬ III. Праздники Индии.







Все тексты библиотеки Индия.ру были взяты из интернета - из ftp/www архивов открытого доступа или присланы читателями. Если авторы и/или владельцы авторских прав на некоторые из них будут возражать против нахождения произведений в открытом доступе, поставьте нас об этом в известность, и мы НЕМЕДЛЕННО изымем указанные тексты из библиотеки.
 

TopList Rambler's Top100 Rambler's Top100

Copyright © 2000 india.ru Контакты